Освещение: виды, как организовать, инструкции + фото

Как правильно организовать освещение комнат в квартире

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

От организации освещения напрямую зависит восприятие оформления комнаты и то, как человек себя будет в ней чувствовать. Правильно подобранный свет способен создать и подчеркнуть акценты в интерьере, зрительно увеличить или уменьшить пространство, и помочь в зонировании помещения. При этом важно учитывать особенности подбора освещения для конкретно взятого типа квартиры.

Чтобы пространство казалось больше и светлее, а жилище наполняли уют и тепло, необходимо тщательно продумать освещение в квартире.

Освещение в современной квартире студии используется для деления на зоны. Дизайнеры рекомендуют акцентировать с помощью более мощных ламп, по температуре освещения близких к дневному свету, зону кухни. А для места отдыха хорошо подойдет приглушенный свет. Нормы освещения студии зависят от ее площади – на каждые 5 квадратных метров должно приходится не менее 60-75 кВт мощности.

Световые источники должны давать чувство уверенности в том, что все находится на своих местах.

Свет в стандартной однокомнатной квартире должен исходить от восьми светильников, включая и базовое и местное освещение. Совокупная минимальная мощность ламп по правилам должна быть приближена к 300 кВт.

При планировании системы освещения квартиры небольшой площади нельзя перегружать ее чрезмерным количеством светильников.

В двухкомнатной квартире девять осветительных приборов совокупной мощностью 560 кВт обеспечат достаточный уровень освещенности.

Освещение в квартире бывает естественным и искусственным. Для достижения наилучшего результата нужно грамотно сочетать оба этих источника света.

Для трешки необходимы одиннадцать источников света. Без учета декоративной подсветки, их суммарная мощность должна приближаться к 660 кВт.

Если окна квартиры выходят на теневую сторону и солнце в помещении – редкий гость, не стоит закрывать окна плотными шторами.

Важно! В современных условиях при создании проекта освещения будет более корректно ориентироваться не на уровень мощности, а на светопередачу лампы и ее тип. Суммарный индекс светопередачи зависит от типа используемых ламп. Это отношение выделяемого потока света к мощности лампы. Например, у лампы накаливания индекс минимален – 15 лм/Вт. А у галогеновых он в четыре раза больше – 60-90 лм/Вт

Модные варианты освещения в интерьере квартиры

Люстры – разновидность подвесных светильников на несколько лампочек. Плюс такого светильника – рассеянный свет, который при желании можно направлять вверх или вниз. Плафоны, направленные вверх, дают эффект зрительного увеличения комнаты по вертикали. Свет такой направленности более мягкий, и рекомендуется для спальни, детской комнаты, гостиной. Направленные вниз световые лучи дают яркое освещение в квартире, и рекомендованы для освещения рабочего пространства.

Подбор типа люстры зависит от стиля интерьера.

Торшеры – вариант местного освещения. Такой напольный светильник дает мягкий, рассеянный свет, чем делает помещение более уютным. Торшеры бывают стационарными и переносными. Для квартиры используют переносной вариант. У некоторых светильников есть дополнительный модуль с направленным светом, который удобно применять для рабочей зоны или для чтения в зоне отдыха.

Современные модели дают возможность регулировки силы светового потока.

Важно! В торшере, абажур которого выполнен из легковоспламеняющегося материала, рекомендуется использовать светодиодные лампы с теплым светом. Лампы накаливания и галогенные дают сильный нагрев, в результате чего ткань или дерево могут загореться.

Настольные лампы – такое освещение применяется и в рабочем кабинете или зоне (направленный яркий свет), так и в месте для отдыха (например, на прикроватной тумбочке). В последнем случае свет более мягкий и приглушенный.

Дизайнерская настольная лампа может стать достойным украшением интерьера.

Бра – это светильник, который представляет собой конструкцию из художественно выполненных рожков с абажурами. Он создает мягкую, уютную атмосферу, благодаря своему приглушенному свету. Бра используют и в качестве источника базового освещения, как замену люстре в комнатах с низкими потолками. В этом случае применяют более мощные лампы в сочетании с почти прозрачным абажуром.

Что касается искусственного освещения, то оно должно быть многоуровневым, чтобы полностью охватить все функциональные зоны.

Обратите внимание! Иногда путают бра и настенный светильник. Однако не любой настенный светильник является бра. Название «бра» произошло от французского bras – «рука». И действительно, очертания светильника в профиль напоминают вытянутую руку, держащую плафон. Обычно абажур направлен вверх. А обычные светильники-споты можно регулировать в каком угодно направлении. Кроме того, бра имеет собственный выключатель – шнур или кнопку, в то время как светильники управляются настенным выключателем, как и люстры.

Потолочные и настенные споты или софиты. Это накладные или встраиваемые точечные светильники, обычно с LED-лампой. Они отличаются направленным световым лучом, направление которого можно регулировать, создавая световые зоны в помещении.

Споты используются и как трековые светильники.

Трековые или шинные светильники – современная система освещения, где источники света крепятся к направляющему профилю (шинопроводу), и при необходимости передвигаются по нему. Такие светильники могут быть настенными и потолочными. Они применяются с одинаковым успехом и в качестве базового, и в качестве местного освещения. С помощью панели управления можно регулировать их яркость.

Трековые светильники в интерьере квартиры на фото гармонично смотрятся в интерьере хай-тек, лофт, модерн.

Светодиодные ленты и шнуры используются для местной подсветки и декоративного освещения. Ночная подсветка в квартире может быть выполнена из светодиодных лент на полу, потолке или стенах. Минус такой подсветки – отсутствие возможности регулировки яркости.

Создание глубоких теневых зон в помещении квартиры не желательно.

Оптические волокна – применяются для дизайна декоративного освещения и подсветки ночью в квартире. Это система с источником света (так называемый проектор), и кристаллом или линзой для преломления светового луча на конце оптоволокна. С помощью этой осветительной системы можно добиться прекрасного декоративного эффекта (например, создать «северное сияние» или «звездное небо» в интерьере комнаты).

В качестве светового источника можно применять галогеновые лампы.

Основные виды ламп для создания освещения в квартире

Основные типы ламп, которые используются в настоящее время.

  • Лампы накаливания – наиболее дешевый вариант. Свет лампочки накаливания обладает спектром, приятным глазу, и при этом не мерцает, как у люминесцентной. К тому же, они служат недолго, и довольно хрупкие.

У этого типа ламп есть ощутимый минус – большое потребление электроэнергии.

  • Люминесцентные лампы – служат дольше ламп накаливания и обладают сравнительно большей светоотдачей. Старые модели не получили популярности из-за неприятного белого света и характерного потрескивания. Сейчас есть возможность подобрать подходящий цвет освещения, и в новых модификациях треска уже не слышно.

Мерцание света от такой лампы может навредить зрению. Поэтому для постоянного освещения этот вариант не рекомендуется.

  • Галогенные лампы – больше всего подходят для создания местной подсветки. Это связано с тем, что они дают узкий, направленный пучок световых лучей. Поэтому такие лампы – идеальный инструмент для местного освещения. Следует минимизировать их соприкосновение с пожароопасными материалами – поверхность лампы может сильно нагреваться.

Их мерцание минимально, и не наносит существенного вреда глазам.

  • Светодиодные или LED-лампы – новый и оптимальный вариант в плане экономичности. Современные LED-лампы могут использоваться как полноценная замена лампам накаливания.

Есть возможность выбора как теплого, так и холодного освещения разной мощности.

Важно! При использовании ламп накаливания, светильники нужно выбирать из термостойких материалов. Этот тип лампочек быстро нагревается и создает высокую температуру на поверхности абажура.

Примеры организации и готовые схемы освещения в разных комнатах квартиры

Гостиная

  • При расчете базового светового оформления нужно учесть площадь и форму комнаты. Для стандартного зала в типовой квартире будет достаточно одной многорожковой люстры. Для площади свыше 25 кв. м. необходимо увеличить количество источников света. В этом случае хорошо подойдут встроенные или трековые светильники. Если гостиная имеет прямоугольную форму – желательно установить два источника освещения в противоположных концах комнаты.
  • Источники локального освещения (бра, торшеры, настольные лампы) помогут разделить гостиную на зоны. Например, в зоне отдыха будет уместен торшер или бра, а в рабочей зоне – настольная лампа с холодным светом.
  • С помощью декоративной подсветки в гостиной можно подчеркнуть элементы интерьера – картины, ниши, вазы и т.д. Хорошим способом это сделать станет подсветка ниши с телевизором, или закарнизная подсветка по периметру комнаты.

В качестве основного источника часто используется люстра.

Внимание! При подборе люстры для гостиной необходимо помнить правило: высота от края люстры до пола не должна быть меньше 210 см. Поэтому в комнате с низким потолком массивная люстра будет неуместна. А проблему освещенности легко решить с помощью настенных или потолочных спотов.

Спальня

  • Базовый свет не должен быть холодным и ярким, так как спальня – место отдыха. Здесь применяются люстры с направленными вверх плафонами, или непрозрачные абажуры потолочных светильников. Идеальный вариант – регулировка интенсивности основного освещения.
  • Местное освещение – в первую очередь, это подсветка у кровати. В качестве источников света используются бра, настенные светильники с мягким светом, настольные лампы, торшеры. Для подсветки зеркала или туалетного столика применяют точечное освещение с двух сторон.
  • Декоративное освещение – уместны будут светодиодные шнуры в качестве ночной подсветки. А оптоволоконная система поможет создать эффектное ночное освещение.

Очень красиво смотрятся светильники, встроенные в натяжные потолки, либо в подвесные конструкции из гипсокартона.

Кухня

Базовое освещение в кухне не должно быть чересчур ярким, так как в первую очередь нужна подсветка рабочих поверхностей. Это стол, на котором готовят пищу, плита или варочная поверхность. В качестве дополнительного освещения плиты применяют вытяжки с встроенной подсветкой. В обеденной зоне уместен более мягкий и теплый свет.

Стол можно освещать с помощью точечных светильников с направленными лучами.

Детская

Все светильники должны быть из ударопрочных материалов, и расположены вне доступа детей. Обязательно позаботиться о профилактике возгораний – обратить внимание на тип лампочек и целостность проводки.

Ключевое при организации освещения в детской комнате – безопасность.

Организовывая интерьер в детской, важно выделить зону отдыха и рабочую (где ребенок будет, например, делать уроки). Для рабочей зоны используют более яркое, точечно направленное освещение.

Прихожая

Прихожая, как правило, лишена естественного освещения. Поэтому искусственное должно быть наиболее ярким в квартире. Для визуального увеличения пространства применяют настенные споты, направленные на верхнюю часть стены.

Дополнительно можно подсветить зеркало в прихожей, или гардеробную зону.

Ванная и туалет

Здесь главное – влагоустойчивость источников света. Лучше всего себя показали встроенные потолочные споты, желательно со светом, приближенным к дневному. При организации местного освещения (возле умывальника или зеркала) не стоит направлять лучи сверху. Оптимальный вариант – боковые светильники с двух сторон.

В ванне или душевой кабине может присутствовать собственная подсветка.

Виды умного дистанционного управления светом в квартире

Современные системы «Умный дом» дают возможность управлять освещением дистанционно. Беспроводное управление, например, с помощью мобильного телефона, обеспечивает:

  • световое сопровождение передвижений по квартире с помощью датчиков;
  • переключение режимов энергоснабжения;
  • отключение всех или части осветительных приборов;
  • регулировку уровня освещенности;
  • включение декоративной подсветки;
  • имитацию присутствия хозяев в квартире (включение света в их отсутствие);
  • объединение с другими системами (например, автоматическим опусканием штор).
Читайте также:  Подкормка огурцов йодом

При удачном чередовании различных источников света и тени можно скрыть имеющиеся недостатки и выделить сильные стороны помещения.

Основные виды систем управления:

  • Локальные – в отдельно взятом помещении.
  • Глобальные – чаще всего применяются в квартирах. В этом случае датчики присутствуют во всех комнатах.

Современный светодизайн активно применяется в оформлении помещений.

Фото освещения в интерьере квартиры и фото идей декоративной подсветки дают наглядное представление об уникальных возможностях светового оформления.

ВИДЕО: Как правильно сделать освещение в квартире.

10 схем света для студийной фотосъёмки

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1

В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3

Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4

Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5

В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6

В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7

Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8

В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9

Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10

В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.

Бэкстейдж

Правила идеального освещения в квартире: расчет и планирование освещения в квартире (135 фото + видео)

Организация освещения квартире занимает немаловажное значение для всех проживающих. Разумно продуманное распределение световых потоков сбережет не только семейный бюджет, но и здоровье домочадцев.

Правильное, рациональное применение приборов освещения поможет создать комфорт и уют в квартире.

Краткое содержимое статьи:

Некоторые особенности освещения квартиры

При проектировании освещения в помещениях квартиры необходимо помнить о том, что оно подразделяется на:

  • общее;
  • рабочее;
  • декоративное.

К световым приборам общего типа можно отнести элементы, размещаемые на потолке или под ним обеспечивающие равномерное распределение световых потоков в помещении.

Как правило, это люстры различным количеством лампочек. Главное условие такого освещения это обеспечение отсутствия зон теней.

Светильники, обеспечивающие создание теневых эффектов относятся к разряду декоративных.

Рабочее освещение это освещение направленного типа концентрирующие световые потоки в определенном месте для создания наиболее благоприятных условий для зрения при выполнении различного вида работ. Оно организуется в помещениях соответственно их функциям.

Варианты освещения квартир могут быть разными. Они зависят от многих факторов: финансовых, личностных, деловых и т.п.

В последние годы дизайнеры советуют использовать комбинированные варианты, которые сочетают использование несколько видов световых приборов, что создает значительные удобства при эксплуатации.

Совет. Не нужно забывать об организации управления световыми приборами помещения. Выполнение этого условия создаст дополнительные удобства при их эксплуатации.

Один из вариантов это применение проходного выключателя. Он позволяет включать (выключать) освещение помещения из различных точек.

Проектирование освещения

Перед тем как проводить установку осветительных элементов важно тщательно продумать организацию световых потоков в квартире в течении рабочих суток, праздничные, выходные дни. Для этого необходимо учесть особенности освещения каждого помещения квартиры.

Приведенная математическая формула поможет заинтересованному лицу ответить на вопрос: Как рассчитать освещение для конкретного помещения?

n = SEmk/F, где n — число точек освещения (штук); S — площадь комнаты (метр квадратный); Em — требуемая освещенность комнаты (люкс на м2); k — коэффициент отражения (1,5-2) (учитывает цвет стен, потолка, пола); F – световой поток от одной осветительной точки (люмен).

Совет. Для каждого конкретного помещения квартиры необходимо расставить акценты в зависимости от его функционального назначения.

Схемы освещения квартиры

Осветительные приборы обладают соответствующими техническими характеристиками. При определении схемы правильного освещения в квартире важно учитывать эти характеристики.

Условно помещения в квартире распределяются по зонам:

  • со слабой освещенностью;
  • со средним световым потоком;
  • с ясным светом.

Помещением со слабой освещенностью является спальня. Желательно в этом помещении установить общий светильник и точечные светильники по обеим сторонам постели (бра, настольные лампы). Как правило, для нее достаточно распределения мощности равной 10-12

К помещениям со средним световым потоком можно отнести: туалет, ванную, детскую комнату, кухню, рабочий кабинет. В этих помещениях достаточно использовать световые элементы с мощностью равной 15-18 ватт на квадратный метр.

На кухне оборудование общего освещения не обязательно. Это функциональное помещение, в котором достаточно оборудовать освещение зон готовки, приема пищи.

Однако подсветка шкафов и ящиков необходима. Вполне допустимо оборудовать и декоративную подсветку, но таким образом, чтобы она не совпадала с рабочей подсветкой.

В санузлах желательно оборудовать общее освещение и рабочее в местах размещения зеркал. Возможно использование декоративной подсветки на отдельных элементах мебели или по плинтусу.

Совет. Светильники необходимо устанавливать таким образом, чтобы они не отбрасывали тень человека на рабочие поверхности. В районе зеркал желательно использовать светильники с мягким рассеянным светом.

К наиболее ярко освещенному помещению в квартире относится гостиная. Это помещение желательно оборудовать общими осветительными элементами, точечными зонами в местах размещения диванов, кресел, журнальных столиков.

Декоративное освещение уместно в качестве акцентирования внимания на конкретных элементах дизайна. При освещении этого помещения желательно обеспечить мощность светового потока не менее 20 ватт на квадратный метр.

Правила организации освещения

Существует несколько правил установки, распределения световых потоков в помещении (квартире). Их учет и использование помогут сделать освещение в квартире удобным и практичным.

Читайте также:  Обрезка малины для начинающих + видео

Локальные светильники основные помощники в организации освещенности. Они помогут правильно распределить помещение по зонам, подчеркнут функциональность ее участков.

Многоуровневое освещение квартиры (комнаты) абсолютный и обязательный элемент ее обустройства. Необходимо помнить о том, что чем ниже размещен элемент света, тем интимнее атмосфера помещения.

Для создания комфорта, уюта в помещении необходимо оборудовать нижние световые зоны. Как пример использование свечей, или огня камина.

Правильное использование цветовых оттенков ламп накаливания. Основные оттенки белого цвета:

  • теплый свет (меньше трех тысяч трехсот кельвина);
  • натуральный белый (от 3300 до пяти тысяч кельвина);
  • прохладный (больше пяти тысяч кельвина).

Теплый свет желательно использовать в гостиных, спальнях, детских комнатах. Второй в прихожих, рабочих кабинетах. Третий наиболее рационально применять в качестве освещения рабочих поверхностей на кухне. Необходимо помнить, чем выше температура по кельвину тем прохладнее световой поток.

Обеспечение сбережения электрической энергии. Существующие нормы устанавливают требования в обеспечении освещенности 1 м2 помещения световым элементом мощностью десять ватт.

Современные производители лампочек их экономичность оценивают в виде световой отдачи, которая определяется как отношение люмена к ваттам. Наиболее экономными в этом спектре являются энергосберегающие лампы.

Правильное акцентирование световых потоков в помещении. Потолочные светильники создают иллюзию высоты, люстры с абажурами создают впечатление низкого помещения.

В комнатах с малой площадью желательно использовать яркие светильники. Точечные светильники, декорирующие светильники целесообразнее использовать в помещениях большой площади.

Совет. Немаловажное значение для светового оборудования квартиры имеют используемые в светильниках лампы. К их выбору необходимо подходить ответственно, тщательно выбирая по мощности, освещенности и другим характеристикам.

Каждый владелец жилья определяет лично, какое освещение для квартиры будет лучше для его семьи. Выбор его может исходить от характеристик помещений, увлечений домочадцев, возраста членов семьи, экономических и других причин.

Но в любом случае правила организации освещенности в квартире, технические требования остаются всегда неизменными. Соблюдение этих условий поможет каждому человеку создать удобное для него и членов его семьи освещение квартиры.

Фото идеального освещения в квартире

Организация освещения и основные правила светодизайна (12 фото)

При проектировании интерьера необходимо уделять внимание всем его составляющим. Освещение не является исключением, ведь оно не только исполняет свою первичную роль, привнося свет в помещение, но и способно создать в доме неповторимую атмосферу и определенное настроение.

В нашей стране данная тема особо актуальна, поскольку климат не всегда позволяет установить панорамные окна, через которые в комнаты проникало бы значительно больше дневного света. Именно по этой причине очень важно принимать во внимание дизайн освещения еще на стадии проектировании интерьера.

Дизайн освещения квартиры подразумевает размещение источников искусственного света в интерьере и их уместность в конкретных стилях. Об этом, а также об основных видах освещения и типах светильников пойдет речь в данной статье.

Для начала давайте попробуем разобраться в видах освещения.

Виды освещения

Принято считать, что освещение делится на три основных вида: фоновое, местное и рабочее. Данные три типа в свою очередь можно объединить в такое понятие как «функциональное освещение». Помимо функционального, существует также декоративное, основная задача которого — создавать настроение и уют.

И так, начнем с фонового. Фоновое освещение — это основа. Оно должно быть бестеневым и ненавязчивым. Для фонового освещения в домах и квартирах, как правило, используют люстры или плафоны, установленные в центре потолка, благодаря чему свет получается мягким и рассеянным.

Главная цель использования местного освещения в свою очередь противоположна предыдущему. Оно призвано подчеркнуть отдельные детали в интерьере. Для этого дизайнеры выбирают всевозможные лампочки, светодиодные ленты, различные торшеры, а также настенные лампы.

Что же касается рабочего освещения, то нужно сказать, что оно, как и местное, чаще всего является локальным и обязательно должно быть ярким, но в то же время не напрягать глаза. Для рабочего освещения часто используют настольные лампы, торшеры и реже — бра.

Декоративное освещение можно разделить на таких пять подпунктов: подсветка пола или кровати (могут быть использованы светодиодные ленты, мелкие лампочки или даже гирлянды), подсветка тумб и полочек с помощью встроенных систем освещения, подсветка различных ниш, декоративные бра или напольные лампы, и, наконец, подсветка потолка.

Использование в одном интерьере всех вышеупомянутых видов, поможет Вам создать в доме очень уютную и гармоничную атмосферу, а также предоставит возможность подстраивать освещение под свое настроение.

Типы светильников и их назначение

Разнообразие современных приборов для освещения также очень велико. На рынке представлено огромное количество различных люстр, бра, торшеров и плафонов.

Иногда в магазинах можно встретить и вовсе смелые дизайнерские решения. Но как же выбрать то, что хорошо впишется в Ваш интерьер и не ошибиться с назначением?

Для того чтобы хоть немного разобраться в особенностях всех типов осветительного оборудования нам нужно его классифицировать. Давайте подробно рассмотрим все виды и определим их назначение и уместность в разных комнатах.

Подвесные светильники, как правило, рассеивают свет, поэтому используются для фонового освещения и создают так называемую основу. Их подвешивают к потолку, оставляя между ним и плафонами небольшое пространство.

Световой поток, который распространяется в стороны и вниз, наполняет комнату очень ненавязчивым и приятным глазу светом.

Люстрами называют многоламповые подвесные светильники, и именно они очень широко используются в нашей стране для освещения комнат. Люстры также создают рассеянный фоновый свет и в среднем содержат от трех до шести ламп.

Плафоны могут смотреть как вниз, так и в стороны или вверх. При расположении вверх, свет отражается от потолка и получается более мягким, а вот вариант с расположением плафонов вниз больше подойдет для кабинета или кухни.

Нужно сказать, что люстры всегда украшали интерьер и являлись его изюминкой, особенно в таких стилях как классика, ар нуво, барокко, винтаж, фьюжн и эклектика.

Интересно, что в современных интерьерах они чаще всего значительно отличаются от нашего привычного понимания слова люстра, ведь иногда дизайнеры придумывают футуристические и совсем немыслимые формы, которые выглядят просто превосходно и сразу бросаются в глаза.

Особо привлекательно люстры смотрятся в просторных помещениях с высокими потолками.

Встроенные потолочные светильники зачастую монтируют в натяжные потолки. Их особенность в том, что они предоставляют возможность размещения по любой схеме и комбинацию разных вариантов включения, что очень удобно.

Подвесные одноламповые светильники. Такие светильники применяются не реже чем люстры, но преимущественно в небольших по размеру помещениях.

Плафон может быть стеклянным, пластмассовым и иногда бумажным. Открытый сверху или снизу, он рассеивает мягкий свет по всей комнате.

Точечные светильники также как и встроенные потолочные устанавливаются в подвесные потолки, мебель, стены. Они могут быть неповоротные и поворотные, световой поток которых можно направить в нужном направлении.

Такие светильники часто встречаются в интерьере в стиле хай-тек, контемпорари, минимализм и конструктивизм.

Потолочные плафоны отличаются тем, что не занимают много места и хорошо смотрятся на невысоких потолках. Также они отлично подойдут для освещения коридора, ванной, балкона или кладовой.

Единственный недостаток такого вида осветительных приборов в том, что в них заменить лампочку будет немного сложнее чем, к примеру, в люстре, ведь для этого Вам придется залезть на стул и снять стекло или пластмассу с оправы.

Настольный светильник — незаменимая вещь в любом доме. Он очень удобен, поскольку является переносным источником света.

Его применяют в разных помещениях, как правило, для местного освещения. Это может быть как настольная лампа на рабочем столе, так и ночник на прикроватной тумбочке.

Такие светильники отлично дополняют интерьер и наполняют его очень приятным светом, который в свою очередь создает в комнате невероятно уютную атмосферу.

Бра (настенные светильники) по большей части применяют для создания романтичной и спокойной атмосферы, а также для декоративной подсветки элементов интерьера.

Такие светильники отличаются огромнейшим разнообразием форм и материалов, из которых их изготавливают. Бра с ажурными кронштейнами и изящными плафонами просто превосходно впишутся в интерьер в стиле кантри, винтаж, шебби шик, а также в американский, викторианский и французский стили.

Торшеры (напольные светильники) хорошо подойдут для местного освещения в просторных помещениях. Их часто располагают в углу у окна, в результате чего они красиво подсвечивают шторы. Торшеры также часто выступают просто в качестве декора, ведь нередко обладают очень красивыми и стильными абажурами.

Правильная организация освещения в доме

Мы разобрались с разновидностями светильников и видами освещения в целом, но как же правильно его организовать?

Первое и очень важное правило, которое нужно запомнить — свет обязательно должен быть трехуровневый. Это означает, что Вам следует повесить главный источник света типа люстры, затем дизайнеры советуют использовать настенные лампы, и напоследок не забыть о настольных лампах и подсветке пола.

Следуя этим советам, Вы сможете создать в квартире наиболее уютную атмосферу, а интерьер всегда будет представлен в лучшем свете.

Помимо этого, Вы будете иметь возможность подстроить освещение под свое настроение или потребности. К примеру, если у Вас гости, Вы сможете включить основной свет, а в случае, когда Вам захочется почитать или позаниматься рукоделием воспользуетесь настольной лампой или торшером.

Также обязательно позаботьтесь о расположении выключателей. В спальне дизайнеры часто рекомендуют установить дублирующий выключатель у изголовья кровати, чтобы в прохладные вечера не нужно было вылезать из постели для выключения света.

И напоследок еще несколько советов по светодизайну. Для того чтобы достичь максимально уютной атмосферы в минималистичном или современном интерьере, используйте светодиодную ленту.

Установите её в нишах, по краю потолка или, в арочных проемах или украсьте ею полочки. Этот прием придаст помещению частичку уюта и креативности.

Второй совет: устанавливайте светильники так, чтобы они не отбрасывали тень на рабочую поверхность. Это очень частая ошибка при освещении кухни и рабочего места.

В спальне, помимо основного освещения, позаботьтесь о приглушенном романтическом свете. Такого эффекта можно добиться с помощью настольных ламп на прикроватных тумбочках, а также за счет бра над кроватью.

В ванной не забудьте о дополнительном освещении зеркала с трех или четырех сторон.

Чего стоит избегать

Не используйте лампочки с холодным светом в обеденной зоне и у зеркал, ведь в таком случае они создают немного неприятные ощущения.

Постарайтесь удержаться от покупки массивных люстр, если у Вас потолки не отличаются особой высотой, а комнаты просторностью. Большая люстра в помещении средних размеров будет смотреться слишком неуместно, как красиво она бы не выглядела.

Запомните, в нашем климате свет должен быть мягким и теплым, поэтому постарайтесь избегать лампочек с холодным ярким светом. Они подходят только для офисов.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что свет всегда должен быть уместен и функционален. Желательно со всей серьезностью подходить к планированию освещения еще на этапе ремонта, поскольку оно играет огромную роль в повседневной жизни.

Читайте также:  Кустарники декоративные: выращивание и использование в дизайне

Освещение: виды, как организовать, инструкции + фото

Виды источников света

Оборудование для павильонной фотосъемки

— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности “портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект “портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.

Рефлекторы. Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке – это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.

Софт-боксы. Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.

Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы – это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.

Тубусы и соты. Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты. Соты – это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.

Источники постоянного света. Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.

Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.

Другое оборудование. Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).

Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.

Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.

Правила светодизайна: Как организовать освещение в квартире

Ошибки в освещении самые досадные: скорее всего вы уже ничего не сможете исправить самостоятельно и без финансовых потерь. Как их избежать?

На сайтах и в журналах немало пишут о роли планирования световых сценариев: дескать, важно думать не только о дизайне люстр, но о функциональности освещения в целом. Но советы все, как правило, сводятся к одному — приглашайте профессионального дизайнера или даже светотехника, и они вам все рассчитают.

Правы ли они? И да, и нет. Есть ряд правил, которых вы вполне в состоянии придерживаться сами, самостоятельно ремонтируя свое жилье. Хотя для решения многих задач, действительно, стоит привлечь профессионалов.

Шаг 1: находим слагаемые успеха
Освещение любой комнаты — это сумма трех важных слагаемых: общего, рабочего (направленного) и декоративного освещения. В группу к общему освещению часто относят светильники, которые размещаются под потолком и дают равномерный рассеянный свет. Обычно с такой функцией хорошо справляются люстры с несколькими лампами и текстильным или матовым стеклянным абажурами.

Важно, что при этом потолочный светильник не должен бросать тени и блики — иначе задача мягкого равномерного освещения пространства не решается. Светильник с очевидными тенями относим к группе декоративных.

В качестве рабочих подойдут любые светильники, способные давать направленный пучок света. Это могут быть настольные лампы, торшеры, бра, точечные светильники прожекторного типа и люстры некоторых конструкций. Рабочее освещение должно быть ярче общего, поскольку его задача — формировать комфортную для глаз обстановку на рабочей поверхности (как правило светильник располагается достаточно близко к ней).

Рабочее освещение планируется в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать обеденный стол и столешницу. Письменный стол, кресло для чтения, изголовье кровати — выбор места для рабочего освещения зависит от вашего образа жизни.

Шаг 2: придумываем светотехнический сценарий освещения
Это очень приятный, но и очень важный момент: вам необходимо представить полный цикл работы всего освещения в вашей квартире в течении суток. Требуется сесть и методично описать желаемые сценарии для каждого помещения.

Если никаких особых задач перед собственной квартирой вы не ставите, для подавляющего большинства случаев подойдут следующие комбинации.

Гостиная
Постоянное общее освещение, декоративное в качестве акцентов, рабочее в зоне журнального стола. Если гостиная совмещает в себе функции столовой или кабинета, дополнительное рабочее освещение должно быть над обеденным и/или рабочим столом.

Кухня
Общее освещение не обязательно, так как кухня в основном выполняет только функциональную роль. Особенно, если речь идет о кухне небольшой площади. Одноламповый светильник из центра комнаты уместнее сместить к обеденному столу и (за счет длины подвеса) превратить его свет в рабочий.

На кухне необходима также функциональная подсветка рабочей поверхности из-под верхних ящиков. Позаботьтесь о потолочной направленной подсветке, подсветке верхних ящиков и рабочей зоны.

Декоративная подсветка в качестве дополнительной может проходить, например, по цоколю кухонного гарнитура (как на фото).

Совет: Располагайте светильники таким образом, чтобы они не отбрасывали вашу собственную тень на рабочую поверхность. Это самая частая ошибка при освещении кухни.

Спальня
Здесь все просто: общее освещение, парное рабочее (по сторонам кровати) — бра, настольные лампы, одноламповые светильники на длинном подвесе.
Для атмосферы —декоративное освещение в качестве вечернего.

Совет: Не засвечивайте спальню: это не способствует расслаблению.

Санузел
Вне зависимости от площади необходимо общее освещение и рабочее у зоны зеркала (удобнее всего парные светильники по бокам). Декоративная подсветка уместна, например, по плинтусу или из-под навесных предметов мебели.

Совет: Старайтесь подсвечивать зону у зеркала мягким рассеянным светом, расположенным с трех или четырех сторон. Это избавит от жестких теней.

Идея: Для санузлов выпускают немало премиальных приборов с функцией хромотерапии: душевые стойки, гидромассажные ванны подсвечивают воду и меняют настроение непосредственно в процессе омовений. Однако использовать или нет приборы с функцией хромотерапии — ваш личный выбор.

Шаг 3: приступаем к просчету
Итак, вы продумали световой сценарий до мелочей и рветесь потратить деньги на инструмент воплощения своей мечты. Поспешу вас приостановить. Закончилась часть творческая и началась техническая: без грамотного расчета для каждого конкретного светильника вы не получите нужного эффекта. Более того — вы можете полностью испортить впечатление о интерьере!

Свету неважно, сколько стоит ваша кухня, и тем более он не берет во внимание, насколько дорог ковер. Может случиться так, что дорогой светильник расстроит вас вдвойне, так как без просчета освещения он может не сработать в команде с другими приборами, что приведет к разрушению всего светового сценария.

Моя основная рекомендация такова: если вы всерьез инвестируете в освещение интерьера и задумались над качественным проектом, то помощь светодизайнера вам необходима. Далеко не каждый интерьерный дизайнер или архитектор самостоятельно выполняет такие расчеты: вы удивитесь, но мы тоже обращаемся к подрядчикам-специалистам!

Еще пять лет назад я бы вам советовал заучить наизусть или записать цифры «приятной» температуры цвета. Сегодня они гарантированно написаны на каждой упаковке лампочки вместе с комментарием относительно того, теплый это свет или холодный.

Запомните базовое правило: чем выше температура в Кельвинах (К), тем свет холоднее. Для глаз приятнее всего 2600-3500К (теплый белый свет или нейтральный белый) или 3600-5500К — нейтральный белый. Все, что больше 5500-6500К — для офисов.

Совет: Не используйте холодный свет у зеркал и в зоне приема пищи. Это создает неприятные ощущения.

Мощность лампочки
Мощность с точки зрения дизайна интересна тем, что при повышении мощности увеличивается световой поток лампы. И именно значение светового потока необходимо для просчета освещения.

Индекс цветопередачи
Чтобы диван при электрическом свете не изменил цвет, нужно выбирать лампочки с определенным индексом цветопередачи. Оптимальный показатель — Ra = 100: с ним лампа излучает свет, оптимально отображающий все цвета. Индекс цветопередачи у солнечного света также принимается за 100. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта. Отталкиваться можете от следующих значений: 70-79Ra — хорошая цветопередача; 80-89Ra — очень хорошая цветопередача; 90Ra и выше — цветопередача высочайшего уровня.

Ссылка на основную публикацию