Кочевая пасека

Кочевая пасека с комфортом

Сегодня предлагаю продолжить разговор о технологиях, применение которых стало возможным в наше время. Они помогают существенно облегчить работу в сельском хозяйстве в условиях небольшого мелкотоварного производства, делая труд в животноводстве более комфортным и производительным.

Я, как и многие пчеловоды, по мере развития и увеличения своей стационарной пасеки, несколько лет назад, пришел к выводу, что нужно кочевать. И начал! Размещая пчел непосредственно у медоносов, мы можем значительно увеличить время основного взятка, а значит повысить продуктивность своей пасеки без ее расширения по количеству семей.

Но кочевка – это не только сплошные производственные плюсы, но и значительные неудобства для самого пасечника. Особенно, если это кочевка на большое расстояние от дома. Жить приходится в лесу или поле, часто вдали от цивилизации и её благ, зачастую остающихся незамеченными в нашей повседневной жизни. Лишь оказавшись вдали от привычных условий, мы ощущаем острую нехватку таких обыденных вещей как электрическое освещение, телевизор, радио, холодильник, газовая плита, мобильная связь, интернет, горячий душ и прочих удобств. При этом надо учитывать, что жить в полевых условиях пасечнику приходится весь теплый сезон, пока есть хорошие взятки, которые обычно идут чередой, один за другим. На паузы и расслабление в домашних условиях времени просто нет, а продолжительность стоянки пасеки на одном месте составляет около двух – трех недель. В связи с этим мне захотелось приблизить бытовые условия своей кочевой жизни к привычным для современного человека, насколько это возможно, имея небольшой бюджет. О своих успешно реализованных размышлениях я и расскажу вам в этой и следующей статьях.

Любая кочевка начинается с переезда. Переезжать нужно либо в ночное время, либо в дождливую погоду. Для этого вам понадобится автомобиль с повышенной проходимостью и платформы для размещения на них ульев с пчелами. Можно кочевать, перевозя улья прицепом за несколько рейсов, но такой способ намного затратнее. Потребуется больше горючего, времени и больших затрат ручного труда на погрузку-разгрузку, а также установку ульев на временной точке. Учитывая, что через две – три недели предстоит новый переезд, этот процесс придется повторить снова! Кроме того, потребуется помощник, а учитывая специфику работы, желающих вы найдете не много.

Как альтернативу помощнику можно использовать специальную тележку – апилифт. Но зачастую её применение оказывается почти невозможным из-за ландшафтных особенностей и самого грунта (уклон, кочки, неровности, порослость травой, кустами и т. д.), а также тёмного времени суток. Гораздо удобнее воспользоваться платформой. Но и тут есть свои минусы, связанные с её габаритами. Длинная, многометровая платформа создает существенные неудобства при маневрировании на местности. Иногда она не позволяет заезжать туда, где условия для стоянки наиболее благоприятные (затенённость, хорошая маскировка, ветрозащита, удобный вылет к медоносам и т. п.).

Для более простого заезда задней частью платформы в ниши лесополос и подобные места, я сварил из уголка (50 х 50) прицепное устройство, которое крепится на автомобиль спереди, что дает нам лучшую видимость (а время ночное, напоминаю!) и намного большую маневренность двухосной платформе. Для совсем «ювелирного» закатывания и установки платформы на желательное место я использую механическую лебедку. Очень удобное приспособление, способное разместить платформу практически где угодно!

Как точку опоры я обычно использую большие деревья, но если ничего надежного нет, то эту функцию может выполнить металлический штырь не менее 3 см в диаметре, с винтовым наконечником. Закручиваем его в землю примерно на 60 – 80 см, под небольшим наклоном в сторону планируемого движения (от платформы) и крепим к нему лебедку как можно ниже, чтобы его не согнуть. Потом медленно тянем. Если длины троса лебедки не достаточно, то перемещение проводим в несколько приёмов.

Еще хочу обратить внимание на следующий аспект, связанный с кочевкой. В процессе транспортировки приходится пользоваться дорогами общего назначения, а значит, возможны встречи с работниками дорожной полиции. Для того, чтобы встреча закончилась без нежелательных последствий и ненужных осложнений, пасечнику следует иметь при себе:

– паспорт на пасеку;

– водительское удостоверение соответствующей категории;

– документы на автомобиль (со всеми страховками и т. п.).

Также необходимо придерживаться следующих правил:

– общий вес прицепа с ульями не должен превышать максимально допустимый для вашего автомобиля;

– улья не должны выступать за пределы габаритов прицепа больше, чем на 40 см в стороны и больше, чем на 1 м сзади, и быть надёжно закреплены;

– самодельный прицеп должен отвечать всем требованиям безопасности дорожного движения и иметь светоотражающие элементы и световые приборы (стопы, повороты, габаритные огни).

Ну и, конечно, следует соблюдать правила дорожного движения. Но даже если вас остановили и обнаружили некоторые несоответствия вышеперечисленным требованиям, то помните, что по времени остановка и проверка не должны длиться дольше 15-ти минут. Никаких штрафплощадок и принудительного изменения вашего маршрута быть не может! Работники полиции, если вы не совершили ничего криминального, имеют право только взять ваши координаты, составить соответствующие документы и отпустить для завершения переезда. В отдельных случаях сопроводить с маячками. Все их дальнейшие действия производятся только после завершения переезда. Хотя, наше законодательство часто меняется, поэтому надо следить за его новыми требованиями.

Приехав к медоносам, пчелы начинают работать после ориентировочного облета (обычно на второй день). А пасечник, отоспавшись после бессонной ночи, сталкивается с вопросом, на чем приготовить пищу, где ее хранить и прочими бытовыми задачами. Если вы кочуете далеко, то наверняка у вас уже есть пасечный домик на колесах, предназначенный для ночевки и удовлетворения разных бытовых и технологических потребностей. Кочуя, я ощутил несколько основных неудобств: нехватка воды, отсутствие газа и электричества, ну и всего, что с этим связано.

Потребность в газе для приготовления пищи и подогрева воды удовлетворить совсем несложно, установив газовый баллон и двухкомфорочный таганок. Газовый баллон можно заменить примусом на керосине. Так даже дешевле получится. Водоснабжение также оказалось простой задачей: емкость на 1 тонну воды, именуемая еврокуб, поставленная на стандартный «УАЗовский» прицеп, обеспечила меня возможностью принимать душ, мыть посуду и постоянно пополнять поилки для пчел, не думая о жесткой экономии.

Сложнее оказалась задача с обеспечением электроэнергией. Но и тут, как выяснилось, не все так безнадежно. А вернее, наоборот – все возможно и не очень сложно! Хотя и дороговато, но если дешевых вариантов нет, то со стоимостью приходится смириться.

О том, как можно электрифицировать свою кочевую пасеку, поговорим в следующей статье. Комфортного вам пчеловодства!

Если у вас в ходе ознакомления с данным материалом возникли вопросы, вы можете задать их в моем блоге или на форуме .

Пасека на колесах: особенности кочевого пчеловодства

Кочевое пчеловодство – транспортировка пчел в течение сезона на места с цветущими медоносами. Данная процедура позволяет собирать большое количество меда, благодаря чему на ней можно создать собственный бизнес. Кочевое пчеловодство предполагает сложный образ жизни, и требует знания особых технологий.

Причины появления кочевых пасек

Кочевое пчеловодство – сложная задача даже для опытных пасечников. На транспортировку пасек требуется большое количество времени, усилий и денег. Но возникновение кочевого пчеловодства имеет целый ряд причин:

  • поиск экологически чистых мест для сбора меда;
  • сохранение необходимого объема собираемого меда;
  • поиск растений для сбора конкретного вида меда;
  • наличие большого количества конкурентов;
  • пчелам не подходит кормовая база, имеющаяся в регионе.

В зависимости от вида, некоторые пчелы не способны отлетать от ульев на достаточное расстояние. Стандартный радиус максимального расстояния полета от пасеки составляет от 2 до 5 километров. Если участок с цветами, которые пчелы могут обработать, находится на большем расстоянии, он остается нетронутым. По этой причине пасечникам приходится переезжать вместе со своими пчелами.

Некоторые люди изначально создают кочевые пасеки. Другие переходят на данный вид производства вынужденно. Обычно второму варианту отдается предпочтение в том случае, когда изменение образа жизни позитивно отразится на доходе.

Преимущества и недостатки кочевых пасек

Использование кочевых пасек включает следующие преимущества:

  • возможность собрать конкретный объем меда за более короткий период, чем на стандартной пасеке;
  • сбор урожая начинается раньше стандартного срока;
  • мед можно собирать большую часть года, начиная ранней весной, и заканчивая поздней осенью;
  • кочевые пасеки более мобильны, чем стационарные, благодаря чему их можно перевезти практически в любое место;
  • график работы и сбора урожая можно контролировать самостоятельно.

Список недостатков включает необходимость:

  • ежегодной транспортировки ульев;
  • проживания в полевых условиях с минимальными удобствами;
  • уделять большую часть времени поиску медоносных мест и сбору урожая;
  • постоянного присмотра за пасекой;
  • получения официального разрешения заниматься подобной деятельностью.

Кочевое пчеловодство требует больших физических усилий, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому оно не рекомендуется людям, имеющим проблемы со здоровьем.

Выбор местности

Одним из факторов, влияющих на сбор урожая, является выбор местности. При установке кочевой пасеки необходимо ориентироваться на регион, в котором на данный момент имеется большое количество медоносов. Чем больше цветущих растений расположено вблизи от пасеки, тем больше пчелы смогут принести меда.

Пасека предполагает группу ульев. Поэтому место планируемой остановки должно включать большую площадку с ровной поверхностью, где они будут установлены. Зона, на которой будет размещена пасека, должна быть защищена от:

  • сквозняка;
  • дождя;
  • сырости;
  • ветра;
  • прямых солнечных лучей (при высокой летней температуре).

Если рядом уже размещены пасеки, необходимо проверить, не наложен ли на них карантин из-за заражения. Если пчелы будут работать в неблагоприятных условиях, не только уменьшится сбор медового урожая, но и появится риск их гибели.

Рядом с пасекой обязательно должен иметься чистый водоем.

Перед выбором места размещения пасеки необходимо внимательно изучить его медоносный потенциал. Чем больше на нем будет находиться растений, используемых пчелами в период цветения, тем реже придется переезжать. Ульи рекомендуется размещать как можно дальше от дорог, предприятий и мест проживания людей.

Требования к транспорту

Хорошую рентабельность обеспечивает кочевое пчеловодство с наличием большого количества ульев. Поэтому для их перевозки потребуется грузовой транспорт. Если общий вес транспортируемых ульев будет превышать 750 килограммов, необходимо получить права категории Е. При наличии прав категории С, транспортное средство можно переоборудовать, чтобы не получать другую категорию.

Для перевозки ульев можно использовать трактор с прицепом. Этот способ предполагает получение удостоверения. Категория В и С в данном случае не поможет, поскольку только прицеп весит от 300 килограммов.

Читайте также:  Молочный камень у коровы: лечение, симптомы, профилактика, видео

В зависимости от того, насколько часто планируется осуществлять транспортировку пасеки, можно сэкономить, не покупая собственный транспорт, а периодически пользуясь услугами компании, занимающейся грузоперевозками.

Для кочевого пчеловодства также может использоваться списанный автобус или телега на автоприцепе.

Инвентарь

Транспортировка ульев выполняется при помощи:

  • кочевой сетки (обеспечивает вентиляцию в ульях, благодаря чему пчелы не запариваются);
  • скреп для крепления ульев;
  • строп-сетки (обеспечивает внешнее крепление, и может использоваться для создания навеса);
  • кочевой будки;
  • брусов для соединения ульев.

При перевозке рекомендуется использовать кочевую будку. Она требуется для проживания и нахождения в период неблагоприятных погодных условий.

Для установки и обслуживания пасеки необходим комплекс оборудования, состоящий из:

  • основного и запасного дымаря;
  • пульверизатора;
  • столярных инструментов;
  • пустых ульев;
  • роевни;
  • весов в кожухе;
  • фонаря.

В зависимости от того, на какой период планируется проживание рядом с пасекой, могут потребоваться предметы домашнего быта.

Как подготовить ульи к перевозке?

При перевозке ульев в весеннюю погоду, когда на улице еще не устоялась жаркая температура, специальных условий не требуется. В ульях укрепляются рамки, чтобы они выдержали толчки во время движения машины.

Для стандартных ульев предусмотрены специальные рамки. При установке ульев в перевозочное транспортное средство, по периметру размещаются рамки с разделителями, обеспечивающие им неподвижное состояние. Если специальные рамки отсутствуют, их можно заменить брусьями, скрепленными гвоздями.

В летний период многие рамки уже могут быть заполнены медом. При перевозке их необходимо отобрать. Если этого не сделать, во время движения машины рамка может упасть на расплод и пчел, в результате чего те погибнут.

После медосбора пчелы перевозятся не в ульях, а вместе с гнездами, в которых содержится мед. Улья не закрепляются только в том случае, если у них прибитые донья.

При каких условиях можно перевозить пчел?

Перевозку рекомендуется осуществлять ночью по ряду причин:

  • пчелы находятся в сонном состоянии;
  • температура ниже, благодаря чему уменьшается риск плавления и падения сот;
  • ниже шум и движение транспорта по дороге.

После перевозки пчелы должны осмотреть и привыкнуть к новой территории. Поэтому перевозка должна осуществляться после того, как они выйдут из зимней спячки, или до того, как погрузятся в нее.

Лучше всего для этой цели подходит ранняя весна или поздняя осень. В зимнее время перевозка пчел категорически не рекомендуется.

Ранняя весна подходит для перевозки, поскольку:

  • в ульях не имеется большого количества пчел и расплода;
  • рамки не заполнены медом, и не набрали вес;
  • новые соты еще не построены.

Длительность перевозки не должна превышать двое суток. Предоставленный корм пчелы способны использовать уже за два дня. После этого они могут погибнуть.

Если перевозка производится летом, или в дневное время, лучше дождаться пасмурной или дождливой погоды. Высокая температура может нанести пчелам смертельный вред. Нельзя перевозить пчел в течение сезона более двух раз.

Кочевые павильоны

Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место. Кочевые павильоны имеют и другие преимущества:

  • комфортные и удобные условия для пчеловода;
  • формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
  • простой вывод маток;
  • отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
  • защита от кражи;
  • комфортные условия для зимовки и разведения.

Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы. Список недостатков включает:

  • малое пространство и количество света;
  • повышенную температуру в летнее время года;
  • низкий уровень облета маток;
  • злое и раздражительное поведение пчел;
  • большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
  • риск массовой заболеваемости пчел.

Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.

Узнать подробнее об особенностях кочевого пчеловодства с использованием павильонов можно, посмотрев данное видео:

Нужно ли ежегодно вывозить пасеку?

Транспортировка пчел сопровождается комплексом рисков. Кочевое пчеловодство рекомендуется организовывать только в случае полной уверенности в его окупаемости. Первый год даст понять, насколько данный способ разведения пчел выгоден.

Пробный вывоз пчел рекомендуется осуществлять весной, чтобы к лету понять, насколько сбор меда при помощи такой технологии рентабелен. Если он не окупится, с середины лета еще можно успеть восстановить финансовые потери.

Не всегда имеется необходимость в вывозе всей пасеки – можно периодически вывозить лишь часть ульев. Также не нужно выезжать на весь сезон – только в тот период, когда рядом нет медоносов.

Важные нюансы в организации

При соблюдении инструкции по разведению кочевого пчеловодства существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать даже опытным пчеловодам:

  • перед перевозкой необходимо убедиться в целостности и прочности ульев;
  • чтобы обеспечить мягкость и тишину пчелам во время транспортировки, ульи нужно ставить так, чтобы они не бились друг о друга;
  • для простоты погрузки и разгрузки ульи следует заранее изготовлять из легких материалов;
  • крыши ульев должны быть прямыми и ровными, чтобы их можно было устанавливать друг на друга;
  • веревка и проволока поможет более надежно скрепить ульи;
  • рекомендованная дистанция для перевозки пчел составляет не более 30 километров;
  • придерживаясь санитарных норм, можно снизить риск заболеваемости пчел.

Кочевое пчеловодство – способ, позволяющий увеличить объем сбора меда в два раза. Транспортировка пчел сопровождается большим количеством рисков, поэтому она рекомендуется только опытным пчеловодам, готовым посвятить данному делу большую часть свободного времени.

Кочевая пасека

Для увеличения производительности работы пчел, пасека должна находиться рядом с цветоносами. Но что делать, если цветоносы находятся на приличном расстоянии от насекомых? Оптимальным решением данной проблемы является кочевая пасека. Кочевое пчеловодство имеет большую популярность в наши дни.

Что такое кочевая пасека
Что же такое кочевая пасека? Это пчелиный дом на колесах, который легко транспортируется в районы обильного цветения полей, лугов, деревьев и т. д. Целью таких кочевок может быть не только повышение количества собираемого меда. Ею может быть опыление территорий, засаженных сельскохозяйственными культурами, повторное использование цветущих растений, произрастающих на конкретных участках, восполнение медовых сборов при отсутствии основного и др.

Эксплуатация кочевой пасеки на колесах поможет существенно увеличить количество производимого меда. Ее создание подразумевает под собой финансовые затраты, их количество зависит от отдельно взятого случая, но она очень быстро себя окупает, при правильном использовании. Окупаемость зависит от количества поездок, готовности ульев, пчел, инвентаря, опыта пасечника.

Кочевые павильоны отличаются между собой таким фактором, как интенсивность. В чем это проявляется? В большинстве случаев, в количестве основных медосборов. Если оно превышает 4 раза, передвижная пасека является интенсивной. За счет интенсивности увеличивается количество производимого меда, порой в целых 3 раза.

Пасека на колесах не будет иметь никакого смысла, если рядом с насекомыми засеяны несколько полей агрокультурами, с поочередным цветением. В этом случае насекомые не требуют в транспортировке, соответственно, пчелиный дом не нуждается в дополнительных финансовых затратах на переоборудование для кочевки.

Особенности пасеки на колесах

При организации пасеки на колесах следует учитывать тот факт, что ее целесообразно создавать при производстве 5 кг меда одной пчелиной семьей. В этом случае она себя окупит за сезон. Еще некоторое время назад многие пчеловоды доказывали, что пчелы имеют особенность возвращаться на предыдущее место сбора, если оно находится менее, чем в 5-ти км от нынешнего. Но это мнение ошибочное. Даже если пчелиный павильон транспортировать на расстояние 2-х км, насекомые будут собирать нектар на близлежащих территориях.

Особенностью кочевого павильона является то, что летки следует плотно закрывать сеткой при перевозке пчел на новое место. При создании пасеки на колесах следует рассчитывать расстояние, на которое она будет передвигаться. От этого зависит количество денежных средств, затраченных на нее. Кочевка подразумевает под собой наличие качественного инвентаря, без которого не обойтись: фонарь, крепления, запасные улья, стамески и т.д.

Обратите внимание! Рекомендуется приобретать легкие улья, вместе с тем, крепкие и надежные. Необходимо продумать систему вентиляции уликов, а также учесть форс-мажорные обстоятельства при поломке или остановке дома на колесах.

Нюансы кочевого пчеловодства

В обязательном порядке, при организации кочевой пасеки, должно быть продумано место отдыха пчеловода. Это могут быть фургон, разборная бытовка или палатка. Это место должно быть максимально комфортным для пасечника. В большинстве случаев, для кочевого пчелиного павильона используются прицепы к автомобилям. Именно прицепы, потому как, если пчелиное жилье расположено непосредственно в авто, это создает определенные трудности при поломке двигателя.

Для пчелиного павильона удобно использовать ульи одинакового размера, расположенные в несколько ярусов, по обе стороны прицепа. В один прицеп можно поместить до 80 семей. При создании проекта пчелиного дома следует уделить особое внимание освещенности пасеки. Чаще всего это окна, которые располагаются на крыше павильона. Крыша должна быть выполнена из прочного непромокаемого материала.

При организации кочевой пасеки, должно быть продумано место отдыха пчеловода

Если в передвижном пчелином павильоне используются стандартные улья, то уход за пчелами не сильно отличается от ухода в стационарном пчелином павильоне.

Одним из главных факторов кочевой пасеки является безопасность транспортировки пчел. Для этого:

  • необходимо проверить исправность автомобиля;
  • габариты павильона не должны превышать нормы, установленные законодательством;
  • на пасеке устанавливаются дополнительные сигнальные фары;
  • павильон должен иметь светоотражающие полосы и др.

Обратите внимание! Рядом с пасекой следует предусмотреть источник воды, к которому пчелы смогли бы беспрепятственно добраться.

Домик на колесах для пчеловода

Для пчеловода кочевая пасека – это дополнительный приход меда, соответственно, финансовая выгода. Многие пасечники жертвуют комфортом проживания ради увеличения количества производимого меда в несколько раз. При создании кочевого павильона можно сразу продумать наличие места для отдыха и проживания пчеловода. Оно должно быть оборудовано самым необходимым. Перед выездом пасеки на новое место пчеловод обязан детально его обследовать на наличие поселений муравьев, воды, тени, солнечных лучей и прочего. Заранее нужно продумать инвентарь, посуду, аптечку, устройства мобильной связи и другие вещи, которые могут понадобиться в условиях полевого проживания.

Домик на колесах для пчеловода

Читайте также:  Мегрельская порода коз: описание + фото, содержание

Особое внимание надо уделить здоровью и силе пчелиных семей, так как, помимо всех достоинств кочевки насекомых, существуют и недостатки в виде повышенных рисков заболеваний пчел.

К сведению. При установке павильона задним торцом в южную сторону снижается риск перегрева насекомых.

Кочевка с пчелами

За несколько дней до предполагаемой транспортировки пчелиного павильона пасечник должен подготовить насекомых. Для этого осматриваются пчелиные улья и семьи на наличие всех санитарно-гигиенических норм. После этого осматривается автомобиль, который будет задействован в перевозке павильона на предмет технических неисправностей.

В последний вечер перед кочевкой, после прилета насекомых, улья плотно закрываются и устанавливаются на прицеп авто. Там их необходимо тщательно закрепить.

Важно! Перевозку рекомендуется осуществлять при температуре воздуха не выше 23°С. При плохом дорожном покрытии необходимо соблюдать низкий скоростной режим, избегая сильной тряски павильона.

Успех кочевки с пчелами во многом зависит от уровня профессионализма самого пасечника. При правильной организации никаких дополнительных сложностей не должно быть. Новичкам рекомендуется первые разы кочевать с опытными пчеловодами, дабы избежать непредвиденных форс-мажорных обстоятельств.

Кочевая пасека на колесах

Большой популярностью пользуются привычные стационарные пасеки, но у них имеется один весомый недостаток: невозможность обеспечить пчёл достаточным количеством медоносных кормов. Эту проблему способно разрешить кочевое пчеловодство, приверженцами которого становятся многие наши соотечественники.

Как организовать такую пасеку?

Кочёвка пчёл уже довольно давно заинтересовала пчеловодов, которые пытались увеличить урожаи, и соответственно доходы от реализации мёда.

В любом из обучающих видео типа «Кочевое пчеловодство для начинающих» сказано, что передвижные пасеки приносят на 30-40% больше мёда, чем стационарные.

Кочевую пасеку можно перевозить на большие расстояния, в поисках массивов медоносных растений. Как известно, наиболее ценным считается мёд, сделанный из нектара одного растения. Такого результата возможно достигнуть, если исповедовать принципы передвижной пасеки.

Улья в прицепе

Передвижная пасека – это в первую очередь пчелиный павильон, но подобная конструкция требует серьёзных финансовых вложений, поэтому, попытаемся найти альтернативу. Более дешёвый и не менее эффективный вариант – прицеп-будка. Но, если у вас есть только бортовой прицеп, то не расстраивайтесь. На представленном ниже видео показано, как своими руками можно сделать навесную будку.

Конечно, первый вариант является наиболее удобным, ведь в таком случае можно сразу браться за внутреннюю отделку. Разберём ситуацию, когда у нас имеется только бортовой прицеп. С деревянных реек можно сделать надёжный каркас, затем боковые стены забить фанерой либо широкими досками. Сверху конструкцию необходимо накрыть стальным листом или шифером, чтобы защитить ульи от осадков.

Теперь, со спокойной душой стоит приступать ко внутренним работам. В первую очередь разделяем внутреннее пространство на две части. С каждой стороны мы будем ставить улья. Посередине должен быть проход. Некоторые пчеловоды, чтобы увеличить продуктивность пасеки, устанавливают улья в два яруса.

Важно, чтобы улья были надёжно закреплены, ведь постоянные транспортировки могут негативно воздействовать на пасеку. Кроме того, важно продумать отверстия, предназначенные для вылета тружениц.

Если домик на колёсах готов, помещаем в него ульи и перевозим к полю с медоносными растениями. Прелесть передвижной пасеки заключается в том, что ульи не обязательно каждый раз выгружать, достаточно поставить прицеп в нужном месте и позволить пчёлам выполнять свою работу.

Самодельная платформа

Еще один вариант кочевой пасеки – сооружение специальной платформы. Стоит отметить, что её можно и приобрести, но мы рассмотрим случай, когда пчеловод решил сделать платформу своими руками.

Для начала отметим, что конструкция может иметь как два, так и четыре колеса. На неё устанавливают ульи в несколько ярусов и перевозят в медоносное место.

Для изготовления платформы понадобиться набор базовых инструментов, а также некоторые элементы прицепа. К примеру, это рычаги с шарнирами, амортизаторы, независимая подвеска, колёса и остальные. С алгоритмом сборки платформы вы можете ознакомиться на представленном ниже видео.

Павильон для кочевки

Пчелопавильоны являются наиболее распространённым вариантом передвижных пасек. Они бывают трёх типов: простые, крытые и закрытые.

Подробно о каждом из них:

  1. Крытые – представлены в виде тележек, оборудованных крышей и ограждающими решётками.
  2. Закрытые – конструкция закрытого типа, внутри которой поддерживаются оптимальные показатели температуры и влажности.
  3. Простые – напротив летков установлены отверстия, через которые пчёлы вылетают для сбора нектара.

Особенности

Мало собрать пасеку на колёсах своими руками, нужно еще и соблюдать некоторые правила кочевых пчеловодов. К примеру, кочевую пасеку на колёсах нельзя размещать возле другой пасеки в радиусе 3 километров.

Желательно, чтобы возле взятка был чистый пресный водоём. Нужно избегать мест, незащищённых от палящего солнца и ветров. Отдавать предпочтение следует затенённым локациям возле кустарников либо посадок.

Правильная постановка ульев

Многие начинающие пчеловоды не придают особого значения расстановке ульев и их размещению на платформе. Это зря, ведь такие на первый взгляд мелочи, на самом деле, являются очень важными. Не секрет, что пчелы собирая нектар, приобретают похожий запах, поэтому, их ошибочно могут принимать за своих другие семьи. Особенно актуально в непогоду – пчёлы могут быть дезориентированы и попасть в чужие ульи.

Обустраивая пасеку, необходимо соблюдать некоторые принципы перфекционизма. Ульи должны быть расположены в один ряд и поставлены на одинаковом расстоянии. Чтобы у пчёл никогда не возникло проблем с ориентацией, их домики можно красить в разные цвета.

Основные правила для кочевой пасеки

Ниже представляем некоторые правила кочевых пчеловодов:

  1. Как мы уже говорили выше, домики для пчёл необходимо размещать на одинаковом расстоянии от места сборки.
  2. Кочевую платформу желательно ставить параллельно к полю с медоносными растениями.
  3. Кочевая пасека должна находиться на расстоянии 3 метра от места сборки.
  4. Перед установкой передвижной платформы необходимо тщательно подготовить место.
  5. Если у медоносного поля есть владелец, нужно поинтересоваться, обрабатывал ли он растения химическими препаратами.
  6. Подготовку к транспортировке ульев нужно начинать вечером, а выезжать на медоносный участок желательно ночью.
  7. Специалисты советуют устанавливать перед домиками веранды.

При соблюдении всех этих правил, применение метода кочевой пасеки может продлить медосборный сезон до поздней осени. Для более детального ознакомления с кочевым пчеловодством, просмотрите представленное ниже видео.

Видео

Кочевое пчеловодство: фото, видео

  • Что же такое кочевое пчеловодство?
  • Как организовать собранный переезд?
  • Погрузка ульев
  • Существует ли необходимость ежегодного вывоза пасеки?

Кочевое пчеловодство – это отличное решение для пасечников, которые стремятся увеличить количество добычи сезонного меда. Конечно, в кочевом пчеловодстве присутствуют ощутимые плюсы, но есть и минусы, которые особо сказываются на содержании пчел пасеки в целом.

Сегодня мы проведем небольшую экскурсию по этому виду пчеловодства, продемонстрируем фото, рассмотрим недостатки, ознакомимся с обучающими видео.

Что же такое кочевое пчеловодство?

В течение медового сезона пасеки путешествуют, переезжая от одного места концентрации медоносных растений на другое. За сезон можно кочевать от 1 до 3–4 раз. Поездки планируются, составляется четкий план, карта, в которую вписывают сроки, маршруты. Так, например, вы можете получить мед с цветущих деревьев, а потом успеть отвезти пчел к месту, где цветет акация. Конечно, все зависит от вашего региона.

Причиной транспортировки пасеки может быть следующее:

  1. В радиусе 3 км растения обработаны ядохимикатами для защиты от насекомых-вредителей.
  2. Кормовая база региона не отвечает потребностям пчел.

А кочевка пчел способствует следующим улучшениям:

  1. Пчелы развиваются быстрее, особенно весной.
  2. Увеличение количества меда, как результат, прибыли, которая покрывает расходы на кочевое пчеловодство.

Из минусов можно выделить неудобства для самого пасечника: частые переезды, необходимость контроля отдаленной пасеки. На время сезона сбора меда вы полностью погружаетесь в череду переездов.

Как организовать собранный переезд?

Кочевые современные пасеки принято ставить на колеса. Если дело поставлено на профессиональный уровень, очень удобно использовать оборудованный автомобиль с прицепом или минивэн.

Перед выездом необходимо договориться с владельцами хозяйств, где вы собираетесь размещать пасеку. Они должны дать согласие, даже подтвердить его письменно, чтобы не получилось так, что ульи перевезены, а владелец хозяйства изменил свое решение. Также стоит узнать, не обрабатываются ли местные медоносы химией и ядами от вредителей.

Очень важно выбрать правильное место для размещения переездных ульев. Это должна быть защищенная от ветров и сквозняков максимально ровная площадка: лес, посадка деревьев, поляна. Некоторые пчеловоды во время сезона организовывают группы и вывозят по 3–4 пасеки. Совместно легче все организовать, а потом поочередно дежурить, делиться знаниями. Но есть и минусы: распространение заболеваний пчел, возможно воровство и конфликты.

Погрузка ульев

Погрузка ульев начинается вечером, через полчаса–час после того, как пчелы завершают лет. Соответственно, перевозка производится ночью или в пасмурные дни, когда пчелы из улья не вылетают.

Перевозка пасеки происходит ночью

Для транспортировки предпочтительно использовать грузовой транспорт. Укладку ульев начинают от кресла водителя, располагая соты таким образом, чтобы они лежали поперек машины – во время резкой остановки они точно не упадут. Если используете прицеп, то ульи выкладываются параллельно движению транспорта. О правилах погрузки можно детальнее узнать из обучающего видеоурока.

Ульи выстраивают в несколько уровней, если у вас получается всего 1 ряд, то его необходимо зафиксировать веревкой. Также на дно грузовика или прицепа насыпают слой песка в 20–30 см для утяжеления.

Существуют специальные павильоны, получившие название кочевая пасека на колесах. Но целесообразность их покупки находится под вопросом, если вы вывозите ульи периодически. В этом случае разумнее арендовать такую пасеку. В некоторых случаях при дальней транспортировке удобнее воспользоваться железнодорожным, морским или авиатранспортом.

В случае долгих и дальних отлучек стоит приобрести кочевой домик пчеловода. В зависимости от стоимости в нем есть душ, кухонька и спальное место.

Существует ли необходимость ежегодного вывоза пасеки?

Вывоз пасеки на кочевничество – это ваш личный выбор. Некоторые пасечники поступают так из-за нужды, другие видят в кочевничестве способ заработка, ведь количество сезонного меда увеличивается в несколько раз.

Вывозить ли пасеку, решает каждый сам

В некоторых случаях вывозится часть пасеки, а вторая половина остается для сбора меда с местных медоносов. Необходимо найти человека, который либо поедет с пчёлами на кочевое пчеловодство, либо присмотрит за оставшимися.

Трудно ли пасеку сделать кочевой?

Когда организуется кочевая пасека, обычно забывают выполнить одно из требований. Речь идет и о сопроводительных документах, и о правилах размещения. Кочевка пасеки, то есть ее передвижение, тоже выполняется в соответствии с правилами, действующими с 19.05.2016. Например, при остановке длительностью более часа пчеловод обязан проветривать ульи. И для этого они переносятся в помещение.

Читайте также:  Техасский перепел: описание породы, отзывы, содержание и уход

Что такое кочевое пчеловодство?

Пчеловодные пасеки были кочевыми еще в Древней Греции. Лодка с ульями подплывала к месту основного медосбора и оставалась на месте, пока медосбор не закончится. Так устроена не просто кочевая, а настоящая мобильная пасека.

  1. Все ульи (пасеку) подвозят вплотную к медоносам;
  2. По завершении медосбора ульи транспортируют снова.

Последним пунктом будет место постоянного содержания.

На мобильной пасеке ульи будут оставаться в транспорте. Подобный вид кочевья разрешен не в каждом регионе.

Основные правила

Согласно новым требованиям, передвижная пасека организуется для сбора нектара и пыльцы с кустарников и древовидных растений. Ульи размещаются вблизи медоноса. Важно знать:

  1. Нужны поилки (соляной раствор 0,01%).
  2. Кочевую будку теперь размещать необязательно. Обработку и хранение инвентаря выполняют в передвижном павильоне.
  3. Павильон или прицеп размещают параллельно угодью с медоносом.
  4. До поездки проверяют место установки и выясняют, не обрабатывался ли медонос инсектицидами.

Летки иногда требуется закрывать. Здесь лучше использовать сетчатые веранды.

В населенных пунктах кочевье не организуют.

Преимущества и недостатки кочевья

Кочевая пасека позволяет получить больше меда. Иногда превосходство достигает 30-40%.

Однако путешествия по воде или на колёсах для пчел будут вредными. Но отводки с разновозрастной пчелой легко формировать на кочевье.

Минусы: гибель пчел, сложность организации и т.д. Плюсы: продуктивность и формирование отводков.

Причины появления

Дистанция от улья до медоноса не может превышать 2-3 км. Для разных пород цифры отличаются: украинская – 5 км, среднерусская – только 2. Ульи транспортируют ближе к медоносу, а это и есть кочевье! Которое организуют:

  • Когда видят, что баланс по финансам будет «плюсовым»;
  • Если взяток на стационарной пасеке недостаточен.

Иногда пасеку делают только из расчета на кочевье.

Как организовать по закону

Разрешительные документы, требуемые для организации выездной пасеки, – это свидетельство по «Форме 1». Но его не выдают без проведения соответствующих анализов, а их не проводят без паспорта пасеки.

Вывод: нужен ветеринарный паспорт, хотя возить его с собой не обязательно.

Документы на землю

Земля с медоносом не находится в собственности пасечника. И тогда:

  • Заключают договор с владельцем или арендатором;
  • Лесные участки сейчас предоставляют в безвозмездное срочное пользование (нужен договор).

Участок покупают или арендуют только под пасеку. А медонос может находиться на дистанции 2 км от нее.

Последнее не значит, что привезя пчел в село Кривоносово, их можно пускать на территорию сопредельных государств.

Что необходимо для кочевья

Даже если кочевая будка не используется, ее функции должен выполнять отсек в автомобиле или в прицепе. А вообще стандартный набор – это будка, прицеп и тягач. По новым требованиям с собой берут и поилки.

Воду для поилок лучше получать из водосборников.

Транспорт

Без категории E можно транспортировать прицеп массой до 750 кг. Поэтому следует:

  • Открыть категорию E;
  • Или переоборудовать автомобиль категории C;
  • Или в качестве тягача использовать трактор (нужно удостоверение).

Пустой корпус Дадана весит 22 кг, пустой прицеп – от 300. Даже категория BC здесь бесполезна.

Можно и нанять водителя. А семье пчеловодов Поздняковых администрация компенсировала расходы на ГСМ.

Инвентарь

Высота расположения корпусов над землей зависит от влажности, температуры и ландшафта. Могут понадобиться складные подставки. Оборудование, которым располагать обязательно:

  1. Основной и запасной дымарь;
  2. Столярный инструмент;
  3. Пульверизатор;
  4. Роевня;
  5. Пустые ульи;
  6. Весы в кожухе;
  7. Фонарь.

Если пчеловод остается на пасеке, с собой берут все необходимое для организации быта.

Ниже будет указано, что входит в наполнение пчеловодческих домиков.

Как организовать перемещение

Существует два способа доставки: с размещением ульев на земле и с оставлением их на прицепе, раме и т.д. Второй способ разрешен для Урала и регионов Северного Кавказа.

Пасека отца и сына Тюриных путешествует по 200 км несколько раз в год. И ульи снимают с прицепов, несмотря на многокорпусную конструкцию.

Модульная пасека

Благодаря селекции Бирюкова А.П., теперь на Урале цветут яблони. А мед с них собирает передвижной павильон, то есть модульная пасека. Важно учитывать параметры:

  • Число и вид корпусов. Например, 20 ульев Левицкого (16-рамочные 300×435 мм).
  • Одно- или двустороннее размещение;
  • Число ярусов (обычно – один).

Максимальные габариты павильона – 12 x 4,0 x 2,55 м.

Зимой павильоны утепляются пенопластом. Конструкция заградителей летков из примера защищена патентом 71508.

Из автомобильного прицепа

Прицеп-фургон для постройки «павильона» не подходит из-за отсутствия вентиляции. Не годится для монтажа и обычный бортовой прицеп.

Лучше на рамном прицепе закрепить каркас из реек, а сверху пусть будут стропила. Кровля нужна только во время дождя.

Дальше на видео показано изготовление рамы 7 x 2 м.

С ульями из пенополистирола

Пенополистирол – это пенопласт. Пустой корпус из такого материала весит 6-8 кг!

С погрузкой и разгрузкой справляется один человек. Тем не менее, на выезде ульи остаются в прицепе.

Есть страны, где для кочевья используют только ульи из пластика. К ним относятся Канада и США, Бельгия, Швеция и Финляндия.

Внутреннее устройство

В самодельном «павильоне» все детали каркаса должны быть прочными. Тогда ульи при перевозке не шатаются. Пасека на колесах удобна тем, что по прибытии на место не надо осуществлять разгрузку. Не нужны и дополнительные подставки.

Если число рядов равно 2, то главное – это оставить проход между ними (от 0,7 м).

Плюсы и минусы полистирольных ульев

Малый вес корпуса из пенопласта – его достоинство и недостаток. Во время перевозки все ульи закрепляют ремнями, а крышку в ветреную погоду нужно прижимать кирпичом.

Если толщина стенок равна 35-40 мм, пенопластовые ульи могут зимовать под открытым небом. Проблема в том, что влага на пластиковых стенках не скапливается.

Зимой в ульях из пенопласта расходуется больше кормов, чем в обычных ульях.

Самодельная платформа

Платформа из труб и Т-образных стоек устанавливается в бортовой прицеп. Концы труб 1 будут выступать над бортами.

Если прицеп снабжен колесными нишами, изготовляют раму, на которую платформа помещается сверху. Под досками 2 тогда перевозят инвентарь.

Прицеп во время медосбора не будет оставаться на пасеке.

Схема сборки

  1. Открыв задний борт, рычагом смещают платформу вверх и фиксируют две стойки;
  2. Так же фиксируют две оставшиеся стойки на передней части платформы.

Прицеп увозят. Кстати, под рычаг надо подкладывать стальной уголок. Кузов тогда не повреждается.

Указанная конструкция – это базовый вариант. Его можно улучшить.

Подготовка и транспортировка

  1. Вечером все медовые рамки заменяют светло-коричневой сушью;
  2. Устанавливают разделители – бруски 12-15 мм;
  3. Непосредственно до погрузки нужно закрыть летки.

Надо заботиться и о том, чтобы с закрытыми летками вентиляция не была нарушена. Одно из решений – установка «магазинов». А перевозку проводят ночью.

Погрузка в прицеп

Погрузку каждого улья выполняют после 23:00. Надо учитывать, что на место нужно прибыть в 10 утра или раньше.

Даже при использовании фиксаторов есть риск, что рамка слетит с креплений. И тогда пострадают не только соты, но и пчелы. Поэтому все ульи крепят очень тщательно.

Каждый магазинный корпус должен быть прижат к основному.

Как правильно расставить ульи

Все ульи устанавливают на расстоянии, обеспечивающем доступ к каждой пчелосемье. Число корпусов:

  • Акация белая – 6-10 на 1 га медоноса;
  • Акация желтая – 1-3;
  • Плодовые деревья – 1-2 для сбора и 2-3 для опыления, и т.д. (см. «Приложение 1» из «Правил»).

Землю возле каждого улья следует окашивать. Но обустройство пасеки на выезде этого не предусматривает.

Расставлять ульи лучше в порядке чередования цвета корпуса.

Выбор места для пасеки

Ниже указаны требования «Правил».

СреднерусскаяБашкирскаяДальневосточнаяКавказскаяКраинкаИтальянская
Расход на каждую улочку Дадана, кг1.41.51.31.81.11.6

Все ульи увозят от «базы» на 1 км или больше. И тогда пчелы не вернутся. Раньше считалось, что увозить их надо на 5 км.

Устарело и требование о невозможности размещения на пути лета пчел с других пасек.

Недействительно даже письменное согласие о размещении пасеки с нарушением.

Правила перевозки

Все ульи должны быть скреплены. Перевозка ульев к пасеке ведется с закрытым летком, но подходит и закрытый павильон. При остановке на час и более ульи снимают с рамы. Затем их переносят в проветриваемое место.

Источник – «Ветеринарные правила», пункт 18-19.

Проживание на кочевье

Ульи остаются на пасеке, а пчеловод – не обязательно. Для постоянного проживания оборудуют отсек в кабине, также фургон или будку. Жилое пространство огораживают от пчел. В отдельном отсеке содержатся ульи и рамки.

С собой на пасеку берут все необходимое для организации быта.

Будка для пчеловода

Отдельный отсек будет огорожен от пчел. Он содержит соты и сушь, инвентарь, дезинфицирующие средства и тару.

Размещать на пасеке будку требовалось раньше, и она содержала:

  • Аптечку;
  • Мыло;
  • Умывальник;
  • По 2 халата и полотенца;
  • Таз;
  • Ведро с крышкой;
  • Раствор хлорамина 1%.

Все окна делались из сетки.

Роль будки на выездной пасеке может выполнять отсек павильона.

Пожарная безопасность

Любая кочевая пасека требует внимания. Надолго оставлять ее без присмотра нельзя. Единых требований для пасек нет, есть только правила безопасности в лесу:

  • Не разводить огонь, не курить;
  • Возле улья не оставлять промасленную ткань и осколки стекла;
  • Находясь на пасеке, не заправлять топливом бак работающего двигателя.

Рядом пусть находятся огнетушитель и телефон.

До 19.05.2016 о прибытии пасеки к месту размещения уведомляли администрацию.

Небольшой секрет

Журнал «Коммерсант» в статье «Игра в пасеки» открыто высмеивает тех, кто приобрел для кочевья ульи с пчелами среднерусской породы. А пчеловод Анатолий Стрелец держит только карнику и карпатку, хотя в России они не популярны. Успех транспортировки зависит от улья, а эффективность пасеки – от породы пчел.

Все испортить могут лишь миниатюрные ульи – нуклеусы.

Деревянные ульи и рамки можно обрабатывать перекисью водорода (1%).

Необходимость ежегодного вывоза пасеки

Транспортировка улья – это дополнительный риск. И убытки могут не окупиться. Осенью всю пасеку вывозят на развивающий медосбор. А летом сбор будет товарным. И тогда можно вывозить только часть пасеки. Что именно выбрать и какие ульи оставить, будет решать пчеловод.

Первый год будет «опытным»: станет ясно, есть ли от выездной пасеки польза.

Ссылка на основную публикацию