Апилифт (пасечная тележка, подъемник для ульев, муравей): отзывы, как сделать самому

Апилифт. Не чертежи, но картинки с размерами

Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.

Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.

Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

Рама имеет 4 поперечины.

Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен верхний свободный конец троса.

По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

Высота катушки – 35 мм.

Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

«Чертеж» колеса с кронштейном.

Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.

На концах труб – пластины для крепления к раме.

В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

Подъемная часть – каретка.

Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

Сами боковые зажимы выглядят вот так.

Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал здесь. Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:

Апилифт в пчеловодстве. Как изготовить?

Даже самый современный корпус улика имеет немалый вес. Во время сезонных работ при кочевке хозяину пасеки приходится постоянно передвигать и переставлять . Без механизации труда обойтись сложно. Апилифт – удобное средство транспортировки пчелиных домов. Как сделать такой удобный подъемник своими руками.

Чем меньше общий вес пасечной тележки и больше прочность, тем она удобней и практичней. Стандартный вариант – это платформа (по ), подъемный механизм (рычаг), два широких колеса, удобная длинная ручка и крепежный механизм.

Если сравнивать с самодельной тележкой, то готовые модели отличаются прочностью, легкостью и долговечностью, имеют простой механизм подъема, компактный размер и гарантийный срок эксплуатации, что немаловажно.

Если нет навыка сварочных работ, то лучше приобрести готовый апилифт, заводского производства. Цена такой механизации не высока. Основные преимущества очевидны:

  • каркас из нержавеющей стали – легкие и прочные. Если покупать такой материал, то стоимость не порадует;
  • правильно продуманная по размеру, надежно укрепленная площадка;
  • несколько вариантов зажимов снизу и сверху, для надежного крепежа;
  • два широких колеса с покрышками высокой проходимости, рассчитанные на сложный рельеф;
  • рукоятки расположены таким образом, чтобы человек любого роста смог удобно пользоваться тележкой .

На колесном механизме предусмотрена амортизационная система, так как перевозить ульи часто приходится не по асфальту, а по пересеченной местности. Важно не навредить пчелиному семейству – заводской вариант исключает случайное падение.

Еще одно преимущество – тележка легко складывается и не занимает много места при зимнем хранении. Самостоятельное изготовление не гарантирует такого удобства.

Дорогие, но удобные варианты, такие как Каптарлифт из Венгрии, оборудованные электрическим подъемником – настоящая мечта, но стоят недешево. А можно ли сделать такой апилифт самому?

Важно уточнить, что все импортные подъемники рассчитаны на полистирольные ульи, которые в несколько раз легче деревянных.

Еще несколько слов о минусах. В идеале практикующему пасечнику необходимы два устройства:

  • для ежедневной работы небольшая лебедка – приподнять, развернуть, немного передвинуть по солнцу улей;
  • для погрузки и разгрузки на бортовое транспортное средство – своеобразный миниатюрный погрузчик.

Поэтому многие делают подъемники сами, ориентируясь на индивидуальную специфику ведения работ.

Конструкция и принцип работы

Работает простейшая пасечная тележка по следующему принципу:

  • боковые зажимы сдвигаются к центру при фиксации улья;
  • после того, как улей установлен, фиксаторы надежно закрепляют его на каркасе;
  • для открытия зажима предусмотрен простой механизм – рычаг;
  • можно при изготовлении снабдить каркас механизмом захвата в виде откидных вил, чтобы можно было легко захватить тяжелый улей – такие подъемники часто используются на автоматических подъемниках-транспортировщиках в супермаркетах.

Апилифт имеет простой принцип работы, но, многие пасечники отмечают серьезные недостатки:

  • слабый крепеж;
  • нет возможности подъема на третий ярус, не хватает высоты каркаса;
  • заводские варианты не подходят для ульев разного размера и выдерживают вес не более 150 кг.

Простейший апилифт помогут сделать — чертежи и навыки работы со сварочным аппаратом.

Если решено делать данное приспособление, то предлагаем самые простой и надежный вариант, разработанный опытными пчеловодами. Материалы, необходимые для работы:

  • квадратные трубы профильные 7 штук по 2 м и для усиления каркаса по углам необходимы пластины — 2,5 х 2.5 см – 4 шт.;
  • болты с гайками – маркировка М6 и М8;
  • колеса – 2 шт.;
  • металлический трос;
  • катушка с ручкой для намотки троса;
  • ролики с подшипниками;
  • ручки (удобней с резиновым покрытием);
  • пружины;
  • сварка.

Делаем простую тележку пчеловода, придерживаясь пошаговой инструкции.

Пасечная тележка – профильная труба для каркаса

Боковые стойки рамы делаем из трубы 2м:

  • с внешних сторон надо сделать пропилы, ширина 20 мм, в них будет установлена ось подшипников каретки;
  • сверху устанавливаем шуруповертом фиксирующие болты, регулирующие ось подшипников;
  • привариваем ручки на удобном уровне;
  • раму варим из четырех труб – верхняя поперечная — посередине крепится к боковым трубам, нижняя – к торцам боковых, для укрепления конструкции с тыльной стороны привариваем пластины. Получается своеобразная решетка с центральной направляющей, на которой размещены фиксирующие зажимы и каретка. По этой направляющей при помощи троса будем поднимать улик на тележку, приводя механизм в действие при помощи рычага и наматывая трос на катушку;
  • сверлим в нижней поперечине отверстия для закрепления кронштейна, который будет держать колеса;
  • на верхней поперечине при изготовлении крепится блок с подшипником для плавного наматывания троса, по которому перемещается каретка;
  • саму катушку для передвижения троса закрепляем на второй поперечной перекладине;
  • на катушку привариваем рычаг ручку, длина 15 – 20 см, для намотки троса;
  • не забываем установить стопор с двух сторон в месте крепления катушки и рычага;
  • пружиной соединяем ручку рычажного механизма и металлический трос. Важно, чтобы язычок надежно фиксировал механизм, предотвращая опускание нагруженной каретки;
  • в свободном положении пружина будет упираться в язычок стопора и плотно фиксировать высоту подъема.

Монтаж колес апилифта своими руками — подойдет внешний диаметр колеса 38 – 40 см, больше не надо:

  • ось колес закрепляется кронштейном, сваренным из трубы 2.5х2.5 см;
  • фиксируем с внешней стороны ось гайками;
  • крепим кронштейн к раме пластинами 11 х 2.5 см, прямоугольными.

Кронштейн тележки для пчеловода сварен из двух профильных труб – длиной 25 и 30 см, закрепленных под углом в 90 градусов и крепящихся к раме болтами М8. Такая конструкция позволяет наклонять тележку под разным углом.

Читайте также:  Понос у бройлеров

Проще понять конструкцию и принцип работы, изучив чертежи.

Чертежи

На рисунках представлены чертежи на стандартный вариант тележки, грузоподъемностью до 150 кг. По ним можно легко собрать простой подъемник из доступных и недорогих материалов самому.

Если нужно изменить размеры подъемника, то руководствуясь чертежами добавлять сантиметры нужно пропорционально с каждой стороны и по длине. Указанные размеры обеспечат максимальную нагрузку до 150 кг, дополнительные крепежи утяжелят тележку.

Каретка

Самый сложный механизм тележки, который состоит из большого количества деталей:

  • зажимы для захвата;
  • блок для подъемного троса, аналогичный закрепленному на раме, при изготовлении крепим на средней поперечной трубе;
  • движется по направляющим при помощи шарикоподшипников;
  • к нижней части каретки приваривается держатель для подъемного вилочного механизма;
  • работу регулирует тяговый рычаг.

Конструкцию и принцип работы каретки можно понять из чертежей.

Представленное видео и чертежи помогут разобраться в последовательности изготовления. Если нет желания тратить большие деньги, то простейший подъемник можно сделать за два дня своими руками.


Апилифт своими руками с размерами и чертежами

Пчелиные ульи периодически приходится перемещать. Сделать это вручную нельзя: пчелиное жилище хоть и не настолько тяжелое, но довольно крупное и относительно хрупкое. Кроме того, перевозка улья не должна беспокоить его обитателей. Апилифт – специальное устройство, разработанное для перевозок такого рода.

Что такое апилифт и для чего он нужен

Перевозка улья – занятие не самое простое. Поскольку перемещение конструкции производится вместе с обитателями, то и выполнять такую транспортировку приходится с соблюдением множества требований:

  • тележка для перевозки ульев в первую очередь должна обладать достаточной грузоподъемностью, чтобы перемещать пчелиное жилище;
  • обязательное условие при перевозке пасеки – минимальное механическое воздействие, апилифт должен гарантировать минимальное сотрясание и максимально мягкий подъем улья;
  • наибольшую опасность при перевозке улья составляет угроза обрушения сот, при этом не только разрушается конструкция, но и гибнут насекомые, перед транспортировкой все внутренние элементы улья необходимо закрепить, то же самое касается и внешних деталей, если их нельзя предварительно разобрать, апилифт для более надежных работ оснащается специальными зажимами;
  • вентиляция улья чрезвычайно важна: так удается избежать перегрева, тележка должна обеспечивать нормальную вентиляцию, не быть герметичной.

Принцип работы таков: тележку подводят вплотную к улью, регулируют уровень кронштейна так, чтобы он соответствовал положению корпуса. Затем лебедкой перегружают улей на апилифт, закрепляют и перевозят на другую пасеку.

Конструкция пасечной тележки

Тележка для перевозки улья представляет собой стальную конструкцию, включающую мобильную часть, подъемный блок и устройство для фиксации корпуса. В любом варианте апилифта имеются следующие элементы:

  • статичная металлическая рама – основа конструкции, к которой закрепляются остальные детали;
  • 2 колеса, насаженные на ось – диаметр последних зависит от габаритов и веса улья;
  • подвижная рама, на которую устанавливается улей, как правило, здесь имеются боковые зажимы, предупреждающие опрокидывание груза при перевозке;
  • подъемный блок – сложная часть апилифта, включает несколько блоков и рычагов, позволяющих поднимать ульи;
  • кронштейны – фиксирующие приспособления;
  • вилы – опорные приспособления для подъема улья, как правило, они съемные, чтобы облегчить хранение тележки;
  • фиксаторы – апилифт оборудуют регулируемыми приспособлениями, так обеспечивается надежная фиксация ульев разного размера, кроме того, это позволяет использовать тележку для перевозки других крупных предметов, наподобие бидонов, бочек.

Изготовленные на производстве модели обычно рассчитаны на транспортировку груза весом до 150 кг. Выполненные своими руками апилифты не такие грузоподъемные. Зато собственноручное изготовление учитывает индивидуальные особенности пасечника и пчелиных ульев.

Как сделать тележку для перевозки ульев своими руками

Готовый подъемник для ульев стоит достаточно дорого. Собрать конструкцию самостоятельно при наличии необходимых деталей вполне возможно. Но при этом стоит учесть, что для сборки тележки нужно уметь обращаться со сварочным аппаратом.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы смастерить апилифт для пчеловодов, нужно запастись следующими материалами и инструментами:

  • стальные трубы размерами в 40*20, 30*20, 25*25 мм, предпочтительнее выбирать оцинкованные изделия;
  • трос для подъемного устройства;
  • вилки – можно приобрести готовые, а также кронштейны;
  • гайки и болты М8 и М6;
  • колеса соответствующего диаметра;
  • пружины и ролики на подшипниках;
  • ручки с резиновым или каучуковым покрытием, предупреждающим скольжение, но можно обойтись без них.

Из инструментов потребуется измерительная рулетка, ключ и, конечно, сварочный аппарат. Резьбовое соединение при изготовлении апилифта не применяется.

Пасечная тележка (апилифт) своими руками: чертежи с размерами

Конструкция самой тележки для ульев относительно проста: опорная рама, блок с колесами и вилы. А вот что действительно представляет сложность, так это подъемник. Чертежи для изготовления тележки для ульев своими руками, по сути, представляют собой схему сборки подъемника.

Пошаговая сборка апилифта своими руками

Порядок сооружения тележки для пчеловодов своими руками в общем виде включает следующие действия.

  1. Подготовка исходников: обработка при необходимости и нарезка металлических труб по размерам. Сборка боковых стоек, основной рамы и рамы для блока с помощью сварки.
  2. Конструирование подъемного блока для улья и подготовка к установке.
  3. Монтаж на раму вил, кронштейнов, подъемника, колес и ручек.
  4. Проверка изделия на готовность к эксплуатации – перевозка пустого улья.

Порядок сборки может варьироваться. Кроме того, разные модели могут потребовать установки дополнительных деталей.

Изготовление рамы

Сборку апилифта своими руками по чертежу начинают с рамы. Во-первых, это база конструкции, во-вторых – наиболее легкий для изготовления элемент. Используют для рамы профильные трубы. Для стандартной конструкции грузоподъемностью до 120 кг достаточно труб с сечением 40*20 мм.

Трубы нарезают по габаритам тележки – 1570 на 370 мм, как правило. Детали соединяют друг с другом так, чтобы сохранялись прямые углы и сваривают. При этом верхняя поперечная перекладина приваривается вертикально, а нижняя – плашмя.

С внешней стороны обеих стоек апилифта проделывают пропил шириной в 20 мм. Вдоль него будут смещаться оси подшипников.

На верхней части стоек вкручивают болты М6 – они служат ограничителями и предупреждают случайный выход каретки за границы стойки. Отступив от верха стойки 20 см, приваривают рукоятки для пасечной тележки.

Апилифт усиливают двумя дополнительными поперечинами из трубопровода сечением в 30*20 мм: нижняя фиксируется на расстоянии в 500 мм от низа рамы, верхняя – 380 мм от верхней. В нижней перекладине тележки для ульев просверливают отверстия под болт М8: здесь крепят кронштейны.

Наверху рамы на лицевой стороне жестко фиксируют ролик с подшипником – он выполняет роль подъемного блока. По краю ролика приваривают полукруглый бортик, который не позволяет тросу самопроизвольно спадать. Дистанция от ролика до края рамы 130 мм. В ролик заходит трос диаметром в 3 мм. На такой же дистанции с другой стороны фиксируют пластинки с болтами, где закрепляют свободный конец.

На второй более низкой поперечине апилифта на расстоянии в 120 мм от края приваривают катушку высотой в 35 мм для наматывания троса. Ее ось устанавливают в подшипник, а с тыльной стороны крепят рычаг, оснащенный рукояткой.

Рукоять подпружинена: стальной язычок утыкается в стопор в свободном состоянии – прут, закрепленный рядом с катушкой.

Сборка подъемного блока

Это наиболее ответственный узел тележки для ульев. Для блока потребуется собственная рама, сваренная из более тонких и легких труб и 4 подшипника.

Трубы сечением в 30*20 мм нарезают по размерам – 1720 на 380 мм и сваривают. Две нижние перекладины выполняются из труб 30*30 мм, сюда же входят боковые зажимы. По центру самой нижней поперечины приваривают катушку, аналогичную той, что размещается на верхней части основной рамы тележки.

Каретка апилифта двигается на 4 подшипниках. Для последних делают кронштейны из шины в 3 мм. Подшипники должны свободно смещаться в трубках боковые стоек тележки. На нижние кронштейны приваривают куски профильных труб сечением в 25*25 мм – здесь вставляют детали вил.

Изготавливают шарниры для боковых зажимов. Для регулировки угла наклона используют подпружиненные болты: чем сильнее шарнир наклонен, тем выше сила захвата. Зажимы должны легко вставляться через шарниры в трубы. Когда требуется зафиксировать улей на тележке апилифт, зажимы подводят вплотную к корпусу и зажимают. В каретку вставляют вилки, чтобы можно было ставить улей. Длина вилки не менее 490 мм.

Сжимающий механизм активируется рычагом с тягой. На чертежах апилифта конструкция устройства описывается подробней.

Сборка механизма перемещения

Эта часть тележки для ульев наиболее проста. Главное – правильно подобрать диаметр колеса.

Ось с подшипником вставляют в колесо. С внешней стороны ось фиксируют гайкой, с внутренней к оси приваривают трубу длиной в 290 мм.

Сваривают кронштейн – 2 трубы сечением в 30*30 мм под прямым углом. На их концах приваривают пластины для фиксации на раму.

Колеса смещаются относительно кронштейна, тем самым регулируется угол наклона апилифта для ульев.

Заключение

Апилифт – на редкость полезное приспособление не только для пасеки, но и для обычного дачного хозяйства. Кроме ульев она может перевозить весьма габаритные бочки и бидоны, да и другие тяжести. Конструкция ее не слишком проста, однако при умении пользоваться сварочным аппаратом, апилифт можно изготовить самостоятельно.

Как самостоятельно изготовить апилифт для перевозки ульев?

На крупных пасеках для транспортировки пчелиных отсеков нужен специальный подъемник – апилифт. Это металлическая конструкция с захватывающей частью и колесами для перемещения. Её можно собрать своими руками, воспользовавшись готовыми чертежами и пошаговой инструкцией.

Устройство и принцип действия

Основными частями подъемника для ульев являются:

  • Рамы. Первая рама неподвижна, поэтому выступает в качестве скелета конструкции, а вторая – двигается параллельно первой и обеспечивает грузу надежную опору. Выполняются рамы из металлических профильных труб с квадратным сечением. От их толщины зависит грузоподъемность и износоустойчивость готовой тележки.
  • Каретка. Берет на себя вес улья, поэтому нагрузка на неё колоссальная. На последних поперечных ограничителях каретки фиксируются боковые зажимы, удерживающие улей в одном положении. Центральный ограничитель нужен для фиксации торса – элемента лебедки, который обеспечивает подъем и опускание груза.
  • Вилки. Это элементы в виде прочных углов, которые ставятся в каретку и исполняют функцию подъема ульев. На них помещается груз.
  • Подшипники. В конструкции присутствует 6 подшипников, 4 из которых находятся на кронштейне, а 2 – на колесах. Благодаря ним тележка легко управляется и плавно перемещается.
  • Рычаг. Позволяет поднять улье на значительную высоту от земли. Тележку нужно подвезти к грузу, регулировать ширину захвата с помощь винта и кронштейна, а затем рычагом оторвать улья от земли и перевезти на нужное место.
  • Колеса с кронштейном. Такая составная часть тележки единая и выступает в качестве приваренной направляющей, но при разборке и транспортировке может сниматься. Кронштейн крепится к раме посредством затягивания двух сквозных болтов в нижней и верхней частях конструкции, а после фиксируется с помощью барашка и помогает надежно фиксировать улей. Колеса на подшипниках нужны для передвижения всего апилифта. Они должны быть широкими, а также иметь крепкую единую основу, камеры для накачивания и рифленую покрышку для удобного буксования.

Апилифт отличается от простой тележки именно наличием зажимов и системы рычагов для отжимания.

Принцип работы у такого приспособления прост:

  1. Боковые зажимы конструкции надежно фиксируют улье.
  2. Ручка-рычаг поднимает груз от уровня земли на некоторую высоту.
  3. Подъемник на колесах перекатывается на нужное место.
  4. Груз опускается на землю также с помощью ручки-рычага.
Читайте также:  Утки Муларды: разведение в домашних условиях, отзывы + фото

Конструкция с таким принципом работы выглядит таким образом:

Требования к подъемнику и типовые чертежи

Мобильная установка используется для транспортировки тяжеловесных и габаритных ульев, поэтому она должен обеспечивать грузу безопасность на протяжении всего передвижения. Чтобы это было возможным, самодельный апилифт должен обладать такими характеристиками:

  • Грузоподъемностью до 120-130 кг. В среднем, один отсек весит 40-42 кг, поэтому тележка может перевезти либо тройной улей, либо три отдельные его части.
  • Шириной захвата примерно 35-55 см. Размеры ульев могут быть разными, поэтому стоит предусмотреть регулируемые боковые фиксаторы, с помощью которых можно производить захват и корректировать его ширину в зависимости от габаритов груза.

Правильный развод зажимов позволит фиксировать тяжелый груз без прикладывания особых физических усилий.

Механизм для поднятия у апилифта может быть ручным или механическим, но для облегчения работы большинство пчеловодов делают тележку своими руками с автоматическим приводом.

Определившись с параметрами будущего подъемного устройства, необходимо подготовить его чертеж. Вот примерный чертеж стандартного варианта тележки грузоподъемностью до 130 кг:

Пошаговая инструкция по сборке

Для сборки подъемника потребуются такие материалы и инструменты:

  • трубы профильные с квадратным сечением – 40х20, 30х20, 25х25 мм;
  • болты (M6, M8) и гайки;
  • ручка с нескользящим покрытием (прорезиненным или любым другим);
  • прочные натяжные пружины;
  • стальной трос диаметром 3-4 мм;
  • катушка с таким параметрами: высота – 34 мм, внешний диаметр – 50 мм, внутренний диаметр – 30 мм;
  • ручка к катушке для намотки троса;
  • колеса с внешним диаметром 380-400 мм– 2 штуки;
  • ролики с подшипниками;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • измерительная рулетка.

Подготовив всё необходимое, можно приступать к сборке тележки. Данный процесс можно условно разделить на три этапа, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Этап 1: сборка рамы

Основой всей конструкции является рама, которую нужно изготовить следующим образом:

  1. Сварить из боковых стоек раму, чтобы в готовом состоянии её длина составляла 1570 мм, а ширина – 370 мм.
  2. К готовой раме перпендикулярно приварить встык 4 трубы. Крайнюю балку прикрепить к боковинам еще и плашмя. Поперечины сверху и снизу должны соответствовать размерам труб рамы (40х20 мм). Для срединных же поперечин нужно использовать меньшие трубы (30х20 мм). Вторую балку устанавливать на расстоянии 500 мм от верхней поперечины, а третью – на расстоянии 380-400 мм от нижней.
  3. Специально для подшипника по длине рамных стоек с наружной стороны сделать вертикальный пропил в 200 мм. По его краям установить болты M6, иначе подшипник будет вылетать из канавки во время эксплуатации тележки.
  4. С двух сторон третьей балки, идущей сверху, высверлить по одному отверстию под болты M В дальнейшем на этих местах будут установлены колесные кронштейны.
  5. Отступить от верхней балки 200-300 мм и приварить к боковым трубам прорезиненные ручки.

Этап 2: установка катушки, подъемного механизма и колес

На этой стадии собранная рама начиняется всеми необходимыми элементами, позволяющими в будущем перевозить груз. Их монтаж производится в таком порядке:

  1. Подшипник диаметром в 40 мм установить на верхнюю поперечину, выдержав от правого края рамы 130 мм.Поверх подшипника закрепить фиксатор (крепеж), предотвращающий выпадение троса из блока, поднимающего груз.
  2. С левой стороны рамы, также на расстоянии 130 мм от первой перекладины, установить роликовую канавку и вставить в него стальной трос, верхний свободный конец которого прибить болтами на левую боковину.
  3. На вторую сверху перекладину, с лицевой стороны, установить катушку, выдержав от правого ребра рамы отступ в 120 мм. В подшипнике установить ось для катушки, на которую будет наматываться трос при поднятии тяжести.
  4. С противоположной стороны от катушки, также на второй балке, приварить рычаг размером в 200 мм. Он должен иметь рукоятку, которая свободно вращается вокруг своей оси.
  5. Возле катушки и рычага прибить кусок прута из стали, который будет исполнять роль металлических стопоров.
  6. При помощи троса присоединить рукоятку рычага к металлическому язычку и пружине. Язычок поможет предотвратить случайный спуск нагруженной каретки. В состояния покоя он будет прижиматься пружиной к стопору. На данном шаге подъемный механизм выглядит таким образом:
  7. Из профильной трубы размером 25х25 мм изготовить кронштейны, на которые установить колесные оси. Для внешней фиксации прибить их гайками.
  8. Закрепить кронштейны на раму с помощью стальных прямоугольных пластин размером 110х25 мм. Визуально кронштейны должны представлять собой две трубы размерами в 300 и 230 мм, перпендикулярно сваренные и соединенные с рамой при помощи сквозных болтов M

Изготовленная по такой схеме конструкция легко склоняется к земле под разными углами. Это обеспечивается выдвигающимися из кронштейнов колесами.

Этап 3: монтаж каретки, вилки и зажимов

Заключительная, но не менее важная часть в изготовлении апилифта. Предполагает выполнение следующих действий:

    Собрать каретку – подъемную установку, состоящую из многочисленных частей, в том числе и зажимов для фиксации груза. Для этого сначала сделать каркас с подшипниками, габариты которого равны 720х380 мм. В качестве материала использовать трубу 30х20 мм. В нижней части изготовить 2 перекладины из трубы диаметром 30х30 мм. В них будут располагаться боковые фиксаторы, захватывающие корпус улья.

Шарнир наклоняется под действующей тягой, а квадрат, тянущий трубку от бокового зажима, перекашивается. Угол наклона шарнира регулируется с помощью болта с пружиной, а от этого зависит регулировка зажимов. Чем больше наклон, тем интенсивнее сжатие.

Видео-руководство

Об основных нюансах, которые стоит учитывать при изготовлении апилифта, рассказывается в видео ниже:

Полезные советы

При эксплуатации самодельной пасечной тележки стоит учитывать ряд правил:

  • Перед началом полноценной работы с подъемником проверить его на техническую исправность. Для этого изначального использовать его без груза, обращая особое внимание на такие детали:
  • фиксацию винтиков и гаек, особенно в тех участках, где закреплены ролики троса;
  • плотность прилегания опорно-рамных болтов, зафиксированных через шайбы;
  • полноту вхождения креплений в пазы.
  • Если транспортируются улья с тяжелыми сотами, проверить надежность их фиксации.
  • По возможности освободить улья от всех лишних составляющих. В частности, стоит убрать все подвижные части короба, которые могут напугать пчел.
  • Проверить прочность креплений рамок внутри короба. Если в процессе транспортировки соты оборвутся, то это вызовет агрессию у насекомых. К тому же часть из них может погибнуть.
  • В процессе погрузки улья следить за надежностью фиксатора ручки, поскольку он может выскочить при наклоне тележки, что приведет к падению груза.
  • При перевозке пчел работать в защитной одежде, а также иметь при себе пульверизатор и сетку. Все эти меры помогут защитить себя от укусов насекомых в случае аварии.

При прикладывании определенных усилий апилифтможно собрать своими руками, что позволит значительно сэкономить на покупке магазинной пасечной тележки. При этом большое внимание нужно уделить монтажу мелких деталей, от которых будут зависеть технические характеристики изготовленной мобильной установки.

Апилифт для ульев своими руками

Ульи имеют большой вес, бывает сложно перемещать их с места на место. При переезде или других работах применяют апилифт или пасечную тележку. Она имеет сложную конструкцию, но из-за высокой цены заводского изделия, многие пчеловоды предпочитают изготавливать самодельные тележки для своей пасеки. Эта статья расскажет, как сделать подъемник или апилифт своими руками.

Конструкция подъемника для ульев и принцип его работы

У тележки-подъемника должна присутствовать функция регулировки для перевозки ульев различного вида, поднятия и перемещения бочек и прочих емкостей. Покупная модель апилифта имеет следующий набор характеристик:

  • может поднимать груз весом до 150 кг;
  • максимальная высота поднятия груза составляет 1,3 м;
  • способна захватывать объект в пределах 34,8-53,6 см.

С учетом этих характеристик составляются все чертежи, используемые при самостоятельном изготовлении.

Тележка-подъемник для ульев включает в себя несколько составных частей:

  • трос;
  • рычаг;
  • фиксированную и подвижную рамы;
  • ось с двумя колесами;
  • вилки;
  • зажимной кронштейн.

Настройка пасечного апилифта под различные габариты груза осуществляется при помощи установочных отверстий и регулировочного винта.

Перед использованием, рычаг на тележке поднимается и она подкатывается к улью. При помощи регулировочного винта, зажимной кронштейн подводится вплотную к улью, оставшийся зазор не должен быть больше 5 мм. Затем нужно опустить ручку рычага вниз. Корпус улья надежно зажимается с обеих сторон. Используя лебедку, можно поднять груз на требуемую высоту.

Инструменты и материалы для сборки подъемника своими руками

Сделать тележку для перевозки ульев своими руками можно, если есть точные чертежи и необходимые инструменты. Рекомендуется собирать устройство с механическим приводом, он значительно упростит работу. Если тележка для ульев изготовлена правильно, то точность перестановки груза может достигать 1 см. При этом сама масса груза почти не чувствуется, давление на ручку составляет всего 1 кг.

В работе потребуются:

  • колеса;
  • рулетка;
  • аппарат для сварки;
  • профильные трубы квадратной формы, с размерами 3х2; 4х2; 2,5х2,5 см;
  • натяжные пружины;
  • гайки, болты М6 и М8;
  • ролики с подшипниками;
  • трос;
  • прорезиненые ручки;
  • катушка для сматывания троса.

Этапы сборки конструкции

Изготовление подъемника для ульев своими руками проводится в определенной последовательности:

  • сборка рамы с катушкой;
  • конструирование подъемного механизма;
  • сооружение каретки.

Сбор рамы

Длина рамы в готовом состоянии равна 157 см, а ширина — 37 см. По этим размерам производится сварка квадратных труб в раму. К ней так же встык привариваются четыре балки, расположенные перпендикулярно. Балка, находящаяся внизу, прикрепляется к боковинам плашмя. Поперечные балки сверху и снизу должны соответствовать размеру труб рамы. Для двух балок, расположенных посередине, используется труба меньшего размера (3х2 см). Расстояние от верхней балки до второй перекладины должно составлять 50 см. Третья балка располагается на расстоянии в 38 см от самой нижней перекладины.

Для перемещения подшипника, по длине рамных стоек с внешней стороны необходимо сделать пропил размером в 2 см. Чтобы подшипник не вылетал из канавки, по краям пропила закрепляются болты М6. На балке, идущей третьей сверху, с двух боковых сторон высверливается по одному отверстию под болты М8, в дальнейшем здесь будут закреплены кронштейны колес. С отступом в 20 см от верхней балки, к боковым трубкам приваривают ручки.

Сбор подъемного механизма, катушки и колес

На верхнюю поперечную балку с лицевой стороны закрепляется подшипник, с отступом в 13 см от правого края рамы. Подшипник должен иметь диаметр в 4 см и фиксатор, предотвращающий выпадение троса. Он будет выступать блоком, поднимающим груз. В роликовую канавку вставляется трос из стали с размером в 3 мм. Трос верхним свободным концом закрепляется болтами на левой боковине с тем же отступом в 13 см.

Ко второй сверху перекладине прикрепляется катушка с отступом от правого ребра рамы в 12 см. Она должна иметь следующие размеры: 3,4 см в высоту, 5 см во внешнем диаметре, 3 см во внутреннем диаметре. Катушка будет наматывать на себя трос во время подъема каретки. В подшипник крепится ось для катушки. К другой стороне балки приваривается рычаг с размером в 20 см. Он должен иметь рукоятку, которая свободно крутится по своей оси. К перекладине с катушкой и рычагом, в верхней и нижней части, привариваются металлические стопоры.

Рукоятка рычага присоединяется к металлическому язычку и пружине при помощи троса. Язычок предотвращает случайный спуск нагруженной каретки. В состоянии покоя язычок прижимается пружиной к стопору.

Подходящие тележке колеса имеют внешний диаметр в 38 см. Квадратная труба с размерами 2,5х2,5 см используется для изготовления кронштейнов, на которых будут крепиться колесные оси. Для внешней фиксации осей применяются гайки. Стальные пластины прямоугольной формы с размерами 11Х2,5 см закрепляют кронштейны на раме. В общем виде кронштейн составляют две сваренные перпендикулярно трубы размерами в 30 и 23 см, которые соединяются с рамой при помощи сквозных болтов М8. Тележку можно склонять к земле под различными углами, благодаря выдвигающимся из кронштейнов колесам.

Сбор вилки и каретки

Каретка является самым сложным элементом в конструкции апилифта. Сначала собирается каркас для каретки, его габариты 72х38 см. В качестве материала используется труба 3х2 см в диаметре. Две перекладины в нижней части изготавливаются из трубы диаметром 3х3 см, в них будут располагаться боковые фиксаторы для захвата корпуса улья. Зажимы крепятся на шарниры. Действующая тяга наклоняет шарнир, квадрат, который тянет трубку от бокового зажима, перекашивается. Болт с пружиной регулирует степень наклона шарниров, от которой зависит интенсивность сжатия зажимов.

Для зажимов используются трубы диаметром 2,5х2,5 см и длиной 46 см. Трубы в 9 см длиной, привариваются под прямым углом на внешние края зажимов. На них закрепляются зажимные «лапы» в 14 см длиной. Для лучшего сцепления с грузом, внутренняя сторона лап должна быть ребристой. Подготовленные зажимы без труда входят в кареточные трубы с большим диаметром.

Блок для троса приваривается по центру нижней перекладины каретки. Каретка перемещается по раме при помощи четырех подшипников, которые были вмонтированы в боковые стойки подъемника.

Устройство дает возможность поднимать улей за дно. С этой целью к нижней части каретки, с боков, прикрепляются трубки в 9 см длиной и 2,5х2,5 см диаметром. В них монтируются вилки для подъема груза, которые закрепляются болтами М6. Для изготовления вилков используются трубки 49 см длиной. Рычаг с тягой запускает процесс сжимания механизма каретки.

Чертеж для изготовления каретки подъемника

Подъемник содержит множество мелких элементов, которые сложно собрать без наглядного примера и точных расчетов. Чтобы создать правильно функционирующую каретку, можно воспользоваться чертежом из интернета.

В остальном тележка имеет довольно простую конструкцию и легка в управлении. Благодаря своей функциональность, она высоко ценится среди пчеловодов и может быть использована на любой пасеке для перевозки.

Если правильно сделать ручной апилифт, то он способен не только облегчить работу с ульями, но и помогает избежать высокой нагрузки на спину, которая может привести к заболеваниям. При отсутствии достаточных навыков владения инструментами, всегда можно приобрести заводскую модель тележки.

Покупные тележки для ульев

На российском рынке представлены различные виды апилифтов, среди которых можно выделить несколько марок.

Тележка-подъемник «Пчелка-2» имеет шестеренчатую лебедку с тремя позициями. Используется для транспортировки ульев, выполнения операций по поиску и замене матки, чистки или замены доньев, лечения и подкормки пчел. Каркас апилифта собран из прочной стали с порошковым покрытием. Модель оснащена пневматическими колесами для плавного движения, может поднимать до 120 кг на высоту в 1,5 м. В комплекте присутствуют съемные вилы. Устройство можно приобрести за 9490 р.

Апилифт «Пчелтех» снабжен качественным механизмом для подъема грузов, корпус собран из крепкой стали с защитным порошковым покрытием. Устройство может поднимать до 150 кг веса на высоту в 1,3 м. Вес конструкции составляет 23 кг. Приобрести модель можно по цене от 10570 р.

Тележка апилифт для работ на пасеке

Пчеловодство сегодня является выгодным бизнесом, ведь полезный и вкусный мед – любимое лакомство многих покупателей. Для ухода за пасекой и перевозки ульев можно самому смастерить специальный транспортер – апилифт. Рассмотрим особенности его конструкции и пошаговую методику изготовления.

Что это такое

Апилифт – это специальная пасечная тележка, которая позволяет зафиксировать ульи и приподнять их на требуемую высоту без ущерба для пчел. Отличие устройства для ульев от обычной тележки – в наличии удобных зажимов и рычажной системы для отжима. Спуск-подъем осуществляется при помощи рычажной ручки, колеса позволяют перекатить подъемник, куда требуется.

Особенности конструкции

Подъемник имеет несколько ключевых элементов: рамы, колеса с толстыми покрышками, движущая каретка и блок подъема, фиксирующие тросы и подшипники.

В состав тележки для ульев входят две рамы – статичная и подвижная. Первая служит каркасом, вторая двигается параллельно и гарантирует опору всей тележки. Материал рам – квадратная профильная металлическая труба. Ширина сечения и толщина труб определяет устойчивость всей системы.

Колеса

Единая колесная часть включает приваренные кронштейны, которые направляют движение. Колеса можно разбирать и снимать, кронштейны закрепляются на раму болтами внизу и вверху, фиксируются барашками после погрузки улья.

Ширина колес на подшипниках позволяет передвигать весь апилифт. Удобно осуществлять перевозку за счет крепкой цельной основы, накачанных камер и рифленого буксирующего покрытия.

Каретка

Выдерживает большую нагрузку, фиксирует зажимы на боках конструкции – они удерживают весь улей на одном уровне.

В центре каретки расположен трос-ограничитель, который служит элементом лебедки, опускающим и поднимающим груз. Также в каретке присутствуют вилки – прочные уголки, стоящие внутри и поднимающие ульи.

Подъемный блок

Система рычагов поднимает улей на существенную высоту.

Для этой цели апилифт подвозят к улью, отмеряют ширину захвата винтами и кронштейнами, поднимают объект рычагом и перевозят, куда требуется. Благодаря наличию 6 подшипников (4 – на кронштейне, 2 – на колесной базе) выполняется легкое управление и перемещение улья.

Изготовление

Если у вас есть пасека, наверняка есть потребность в транспортировке ульев. Когда встает вопрос, как сделать данное устройство своими руками, можно обратиться к пошаговой инструкции, предварительно подготовив все нужные материалы, чертежи и комплектующие.

Материалы

Список необходимых элементов для создания конструкции включает:

  • Металлопрофиль, сечение – квадрат (от 25х25 мм до 40х20 мм);
  • Крепеж: болты М6-М8, гайки, саморезы;
  • Ручка-держатель с удобным нескользким покрытием из каучука или пластика;
  • Пружины-натяжители;
  • Тросы из стали, диаметр – 3-4 мм;
  • Катушка-натягиватель рабочего троса (высота – 34 мм, диаметр – 50 мм снаружи и 30 мм внутри);
  • Ручка к катушке;
  • 2 колеса диаметром до 400 мм;
  • 6 шарикоподшипников.

Инструменты

Для работы с материалом понадобятся:

  • Отвертки для крепежа;
  • Перфоратор и сверла;
  • Аппарат для сварки и пила-болгарка;
  • Рулетка для замеров;
  • Чертежи.

Собрав все элементы и комплектующие, приступают к поэтапному изготовлению оборудования.

Сборка

Начало сборки апилифта – соединение базовой рамы. Стойки по бокам сваривают таким образом, чтобы конечное изделие имело параметры 1570х370 мм.

Далее добавляются поэтапно разные элементы:

  1. Перпендикулярно к раме приваривают 4 трубки и крайнюю балку с боков и плашмя.
  2. Делают поперечины вверху и внизу по размеру труб, в случае серединных поперечин берут трубы поменьше (например, 3х2 см).
  3. Ставят вторую балку от расстоянии 50 см от верхней поперечной трубки, затем третью на расстоянии 38-40 см от нижней.
  4. Для подшипников пропиливают вертикальный проем на 20 см, по краям ставят болты, чтобы устранить риск вылетания болтов из канавы в ходе эксплуатации тележки для улья.
  5. По сторонам третьей балки сверлят отверстия для болтов М8, здесь будут поставлены кронштейны.
  6. Сверху от балки отступают 20-30 см, приваривают ручки с прорезиненным покрытием. Рама готова – далее она будет снабжена всеми базовыми элементами для перевозки груза.
  7. Берут подшипник на 4 см, ставят на верхнюю поперечную раму на расстоянии 13 см справа.
  8. Сверху фиксируют крепеж от выпадения троса из рабочего блока.
  9. Аналогично с левой стороны на расстоянии 130 см вставляют канавку для ролика и рабочий трос, верхний конец прибивают к левой боковине.
  10. Катушку размещают на вторую перекладину сверху, отступ от ребра рамки – справа на 12 см.
  11. В подшипник вставляют катушечную ось – на нее будет накручиваться поднимающий трос.
  12. С другой стороны от катушки приваривают рычаг на 20 см со свободно вращаемой рукояткой, которую можно крутить вокруг своей оси.
  13. Рядом с катушкой и ручкой прибивают кусок стального прутка в качестве стопорящего элемента.
  14. Рычажную рукоятку соединяют тросом к язычку с пружиной. Язычок служит профилактикой аварийного спуска каретки, в спокойном положении прижимается пружиной к стопору.
  15. Делают кронштейны 25х25 мм из профиля, на них ставят оси колес, фиксируют при помощи гаек.
  16. Кронштейны закрепляются на раме пластинками из стали 110х25 мм и болтами, что внешне выглядит как две трубки по 23 и 30 см, сваренные перпендикулярно. Такая конструкция может склоняться вниз под любым углом за счет выдвижных колес на кронштейнах.

Заключительный этап

На финальном этапе выполняют следующие действия:

  1. Собирают каретку, включая зажимы-фиксаторы. Делается каркас на шарикоподшипниках, с габаритами 72х38 см из трубы 3х2 см.
  2. Внизу ставят две перекладины из труб 3х3 см для фиксаторов на боках, которые захватывают корпус перевозимого улья.
  3. Делают регулировку зажимов. Шарнир будет наклоняться под действием тяги, квадрат-тягач трубки с бокового зажима, перекосится, поэтому угол наклона регулируют болтами и пружинами. Чем сильнее наклон, тем сильнее нужно сжать зажимы.
  4. Зажимы делают из трубок длиной до 45 см, с краев приваривают лапки-держатели – отрезки по 9-13 см длиной.
  5. Для профилактики скольжения улья внутреннюю часть лапок делают ребристой.
  6. Зажим вставляют в трубы с диаметром покрупнее, по середине нижней перекладины приваривают тросовый блок.
  7. Чтобы поднять груз на тележке апилифт за дно, потребуется прикрепить внизу каретки трубки с диаметром 25х25 мм, по длине – 9 см.
  8. Движение всей конструкции пасечной тележки происходит вертикально, за счет работы 4 подшипников с боков осевой рамки.

Использование

Для корректной и эффективной эксплуатации апилифта рекомендуется придерживаться нескольких правил:

  1. До начала работы проверяют подъемник на соответствие техническим требованиям – используют налегке, обращая внимание на закрепленность винтов и гаек, роликовой системы, закрепленность болтов и прилегание трубок, шайб, полноценность вхождения крепежа в рабочие пазы.
  2. Когда выполняется транспортировка тяжелых ульев, важно проверить надежность креплений и фиксации. Лучше облегчить улья от ненужной нагрузки, подвижных элементов коробки, чтобы не напугать насекомых. При обрыве тросов пчелы могут стать агрессивными от стресса, частично они погибнут.
  3. В процессе перевозки важно работать в защитной робе, с мелкой сеткой и распылителем, чтобы защититься от атаки насекомых в случае аварийного падения улья.
  4. Важно уделить внимание монтажу мелких деталей – от них зависят техническая работоспособность всей мобильной установки.

Заключение

Теперь вы знаете, что собрать апилифт своими руками вовсе не так сложно. Этот подход сэкономит средства на покупку промышленной тележки. Выполняйте этапы работы внимательно и проверяйте прочность креплений – тогда апилифт прослужит долгие годы.

Пчеловодство сегодня является выгодным бизнесом, ведь полезный и вкусный мед – любимое лакомство многих покупателей. Для ухода за пасекой и перевозки ульев можно самому смастерить специальный транспортер – апилифт. Рассмотрим особенности его конструкции и пошаговую методику изготовления.

Ссылка на основную публикацию