История

Рецепты

Вегетарианство в истории и религиях народов мира

Одни из первых достоверных упоминаний о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV-V тысячелетиями до нашей эры - египетские жрецы ранних династий становились вегетарианцами, для того чтобы уметь общаться с богами и совершать магические обряды.

Древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э., известен описанием обычаев разных народов, а также детальной историей греко-персидских войн, был первым серьезным историком Древней Греции, известен как отец истории), писал, что египтяне существовали на фруктах и овощах, которые потребляли сырыми.

Это же подтверждает Плиний Старший (23-79 гг. н.э., автор естественной истории в 37 книгах. 77 г. н. э.): "Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими. Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы её, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, лука".

В Древней Греции вегетарианство возникло во времена античности. Сократ (ок. 469 г. до н. э), Платон (ок. 427 г. до н. э), Диоген, Плутарх и многие другие философы были вегетарианцами и в своих трудах размышляли о целесообразности растительной диеты.

Одним из убежденных приверженцев вегетарианства стал греческий математик и философ Пифагор (570 - 470 до н.э.). Покинув свой дом в 18 лет, Пифагор задался целью почерпнуть свои знания у всех живших в то время мудрецов, с этой целью он провел несколько лет в Египте, Финикии и Вавилоне, после чего он организовал общество своих последователей “пифагорейцев”. В основе учения этого общества лежали положения о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Пифагор пришел к выводу о том, что физическая пища является неотъемлемым фактором, влияющим на духовную деятельность человека, поэтому вегетарианство является предпочтительным образом жизни для гармоничного существования человека. Основную поддержку вегетарианство черпало в вере о наличии души у животных и в учении о переселении душ.

Но последователь Пифагора Аристотель (ок. 384 г. до н. э.), считал, и открыто проповедовал, что у животных нет души, и, следовательно, их можно есть. Воспитанник же самого Аристотеля Теофраст (ок. 371 г. до н.э.) спорил с учителем, утверждая, что животные рождаются с чувствами и способны ощущать боль. Споры такого рода тянулись на протяжении веков и идут до сих пор.

О том, что первые христиане были вегетарианцами, свидетельствуют сами отцы церкви. Климентий Александрийский (Тит Флавий Клеменс, 150-200 н.э.) говорил: "...Мы, христианские лидеры, воздерживаемся от мяса животных во имя самоконтроля. У противоестественного мясоедения демоническое истоки". "...Так как Христос есть Альфа и Омега, мессия, восстановивший все на свои места, то более не дозволено разводиться или есть мясо... Итак, я скажу тебе: если ты желаешь быть совершенным, то не следует пить вино или есть мясо..." (Св. Иероним (340-420), давший миру Вульгату - авторизованую латинскую Библию, которой пользуются по сей день.

Помимо этого многие языческие наблюдатели сообщали, что ранние христиане воздерживались от мяса. Пилиний, губернатор Вифнии (где проповедовал Петр), описывал современных ему христиан в письме к императору Трояну, как "зараженных суеверием воздержания от мясной пищи..." Сенека (1 г. до р. Х. - 65 г. от р. Х.), философ-стоик и советник Нерона, описывал христиан как "иноземную секту, воздерживающуюся от мясной пищи".

Не так давно историки и археологи обнаружили ряд неизвестных ранее текстов Нового Завета, в которых приводится описание жизни и учения Иисуса. "И мясо убитых зверей в теле человека станет его собственной могилой. Ибо истинно говорю Я вам: тот, кто убивает, убивает себя, и тот, кто ест мясо убитых животных, ест тело смерти..." (Е.М.Секели "Евангелие мира").

Примерно с третьего века н.э., христианство набирает силу и становится популярной религией при римском императоре Константине. В это время главенствующим становится постулат Аристотеля об отсутствии у животных души, который ложится в основу христианства, хотя в самой Библии не раз встречается упоминание о наличии души у животных, начиная с самой первой главы Бытия: “И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.” (Бытие, 20,21) “И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог что это хорошо.” (Бытие, 24,25).

В Библии есть подтверждение того, что вегетарианство может служить не только заменой мясоедения, но и является лучшим питанием, благотворно влияющим на здоровье и умственные способности: "Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Миаилу и Азарии: "Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. И потом пусть явятся перед тобою лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, а затем поступай с рабами твоими, как увидишь". Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. ...И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны" (Книга пророка Даниила 1:11-17).

Римская знать не поддерживала идей вегетарианства, поэтому в христианстве появились догматы, “удобные” для римской власти. Отступления от канонов христианства, продиктованных римской властью, жестоко карались. Тысячи и тысячи еретиков погибли на кострах инквизиции в темное время с 400 по 1400 г. н.э., а вегетарианство называлось ересью... хотя считалось, и считается до сих пор, что среди посвятивших себя Богу предпочтение растительной пище всячески приветствуется, поскольку постная пища не способствует проявлению страстей.

Другая авраамическая религия - ислам, также не отрицает пользу вегетарианства и в то же время накладывает строгие ограничения на употребление мяса. Священная книга ислама Коран говорит: "Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые бы не были, как и люди, подобные тебе" (Сура 6, стих 38). "Он (Аллах) повелел расти для вас хлебам, маслинам и финикам, и винограду и всем плодам. Воистину, в этом знамение для людей размышляющих." (Коран, сура 16, текст 11). "Тот, кто добр к низшим животным, тот добр и к самому себе..., жалеющий даже воробья продлевает себе жизнь. Аллах будет милостив к нему в день суда" (Пророк Мухаммед).

Для тех, кто привязан к употреблению мяса и не может отказаться от этой привычки, в Коране есть предписания, разрешающие употребление мяса. Однако они носят не характер рекомендации, а являются ограничениями, которые позволяют научиться контролировать побуждения языка. Чтобы мясо можно было употребить в пищу, в соответствии с Кораном, животное определенного вида (овца, коза или верблюд) должно быть принесено в жертву в ходе соответствующего ритуала в определенном месте (неподалеку от мечети) определенной личностью (священнослужителем). После этого тушу забитого животного необходимо разделить на семь частей. Шесть частей нужно раздать беднякам, а оставшуюся седьмую часть можно съесть самому. Если все эти условия не выполнены, то такое мясо считается "харамом" - незаконной пищей.

Интересны некоторые детали ритуала жертвоприношения, в ходе которого убивается животное. Человек, который совершает этот ритуал, должен смотреть жертве в глаза от момента, когда он перерезает ножом ей горло, до того момента, пока душа не покинет тело животного, читая на протяжении этого времени определенную молитву. "Этот человек должен смотреть в глаза животного, он должен видеть его слезы, смотреть в глаза, пока оно не умрет, в таком случае есть надежда, что сердце того, кто совершает жертвоприношение, изменится"[М. Р. Мухайаддин, Асма`уль-Хусна: 99 прекрасных имен Аллаха, 1979, с. 182]. Эти предписания не поощряют мясоедение, а наоборот, предназначены для того, чтобы помочь человеку избавиться от желания употреблять плоть. Если человек будет следовать всей этой процедуре, то его сильное желание есть плоть будет уменьшаться и он станет употреблять только чистую пищу: фрукты, злаки, овощи, которые изначально предназначены в пищу для людей Богом. Коран также не разрешает открывать бойни, на которых убиваются тысячи невинных животных просто для того, чтобы удовлетворить язык человека.

Ну и наконец, самые “вегетарианские” религии буддизм, джайнизм, индуизм – открыто отрицают пользу от поедания мяса. Древние цивилизации Востока имели продуманные системы оздоровления, важной составной частью которых была система питания. Примечательно, что древняя восточная медицина (Аюрведа), имевшая несравненно больший опыт, чем западная, до сих пор безоговорочно рекомендует растительное питание. В Ведической литературе были сформулированы этические, гигиенические и физиологические принципы, согласно которым человеку не следует убивать животных и потреблять мясо. Согласно Ведам – основным законам индуизма - плотоядная пища делает людей глупыми, агрессивными, злыми, неуравновешенными, питающийся мясом не может стать философом, мудрецом. Интеллект проясняется, утончается и обостряется благодаря растительной пище, растительная пища в высшей степени благоприятствует возвышенному образу мыслей и просветлению.

На сегодняшний день в Индии вегетарианцами являются от 20 до 40 % населения страны. Характерно, что не так давно вегетарианцев в Индии было гораздо больше – около 80%, но ситуация изменилось с проникновением в 80-х годах американской и западной культуры. На вторых местах по количеству вегетарианцев находятся страны восточной Азии, такие как Китай и Япония.

Значительно меньшее количество вегетарианцев среди европейских стран, но все же, в таких прогрессивных странах как Великобритания, Израиль, Ирландия, Австралия, Бельгия, Дания наблюдается тенденция всё большего перехода населения на вегетарианство и производители мясной продукции перестраиваются на производство продуктов питания не содержащих ингредиенты животного происхождения, чтобы не потерять потенциального клиента. В Германии, заслуженно считающейся страной, уделяющей колоссальное значение качеству продуктов и поддерживающей на высоком уровне систему здравоохранения, количество вегетарианцев составляет 9% от всего населения. В Америке развитие вегетарианства приобретает всё большие размеры, основными причинами этого являются увеличивающиеся проблемы здоровья американского населения, возникающие в основном от неправильного питания. Количество вегетарианцев в Америке на сегодняшний день составляет около 3%, с тенденцией на увеличение.

Вегетарианское движение в России появилось в начале XX века. В 1901 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано первое вегетарианское общество. Вскоре в разных городах дореволюционной России появились вегетарианские поселения, школы, детские сады, столовые, которые были закрыты с приходом новой политической эпохи. Определённую роль при этом сыграло влияние писателя Льва Николаевича Толстого, пришедшего к выводу о неоспоримой пользе вегетарианства.

На сегодняшний день Россия, к сожалению, является отстающей, в развитии вегетарианства страной. Значительно влияют на эту ситуацию производители мясной индустрии, и пока эта отрасль будет выгодной, население будет слепо верить всем мясным производителям, которые вкладывают в свою отрасль огромные деньги.

Наша страна имеет ведические корни и богатейшую историю, которая начинается задолго до прихода христианства. Древнеславянские представления о мире были весьма близки к индийским вероучениям, и существует большая доля вероятности того, что наши предки были вегетарианцами. Хочется верить, что разум и стремление к гармоничному сосуществованию с природой положительно проявят себя в нашей стране и во всем мире уже в ближайшем будущем!

Новые блюда
Салат из капусты и редиса со сметанной заправкой Салат из капусты и редиса со сметанной заправкой.Рецепты.
  • капуста 100 г.
  • редис – 10 шт
  • огурцы среднего размера – 2 шт.
  • болгарский перец оранжевый – 1 шт. (небольшого размера)
  • укроп – 1 небольшой пучок
  • зеленый лук – 1 небольшой пучок
  • сок лимона – 1 ч. ложка
  • сметана 15-20% - 4 ст. ложки
  • соль
Мохито безалкогольный Мохито безалкогольный.Рецепты.
  • тоник (или газированная минеральная вода) 2/3 стакана
  • 3 веточки мяты (нужны только листья)
  • 2 ч. ложки сахара
  • сок ¼ лайма
  • лед 2/3 стакана
Салат с йогуртово-чесночной заправкой Салат с йогуртово-чесночной заправкой.Рецепты.
  • 10-12 помидоров черри (либо 2 средних сладких помидора)
  • 2 горстки свежего шпината
  • 2 горстки рукколы
  • 10 листьев зеленого базилика
  • соль, перец

Для заправки:

  • 4 ст. ложки простого йогурта (не сладкого)
  • 1 зубчик чеснока
  • 1 ч. ложка сока лайма
  • 2-3 щепотки соли
Капуста маринованная за сутки Капуста маринованная за сутки.Рецепты.
  • капуста (лучше молодая) — 1 кг
  • морковь среднего размера — 2 шт.
  • чеснок — 4 зубчика

Для маринада:

  • подсолнечное масло — 150 мл
  • уксус 9% — 150 мл
  • сахар — 100 г
  • соль — 2 ст.ложки
  • лавровый лист — 3 шт.
  • перец черный горошек — 6 шт.
  • вода — 0,5 л
Салат с рукколой и сыром с грецкими орехами Салат с рукколой и сыром с грецкими орехами.Рецепты.
  • 2 средних помидора (или 12-14 черри)
  • 60 г рукколы
  • 30 г твердого сыра с грецкими орехами
  • 2 ст. ложки оливкового масла хол. отжима
  • 1 ст. ложка бальзамического уксуса
  • 2 щепотки сахара
  • 2 щепотки соли

© 2010-2011 Дизайн и разработка сайта Indigo-Site

При использовании материалов сайта - прямая индексируемая ссылка обязательна!

Есть вопросы? Пишите: admin@vegetory.ru

Яндекс.Метрика